Большая биографическая энциклопедия - клодт-юргенсбург барон петр карлович фон
Клодт-юргенсбург барон петр карлович фон
— профессор скульптуры. Род. 24 мая 1805 г., ум. 8 ноября 1867 г. в С.-Петербурге. Принадлежал к одной из древнейших фамилий Эстляндии; род Клодтов происходит из Италии, в Лифляндии он явился еще во время владычества там немецкого ордена. В 1543 г. один из Клодтов, называемый в некоторых актах Iustus Claudius, владея обширными поместьями в Лифляндии, присоединил к своей фамилии, по названию одного из них, прозвище фон-Юргенсбург. Потомки его владели долгое время богатыми имениями в Лифляндии и Эстляндии и занимали разные государственные должности как там, так и в Швеции. В 1714 г. один из Клодтов, генерал-лейтенант шведской службы, бывший посланником при Российском дворе, возведен в баронское достоинство. Одна из ветвей этой фамилии и переселилась в Россию; к ней то и принадлежит знаменитый ваятель.
Петр Карлович Клодт был вторым сыном генерал-майора барона Карла Федоровича Клодта. Петр Клодт еще в детстве проявлял особенную склонность к рисованию; особенно любил он рисовать и вырезывать ножичком из дерева изображения лошадей. Из Сибири, где служил его отец, он был отправлен в Петербург и в 1822 г. определен в только что учрежденное тогда Артиллерийское училище. Лишь только выдавалась свободная минута, он тотчас же принимался за свои художественные занятия; он наблюдал лошадей везде, — в манеже, на улице, в каретной упряжи; руководительницей его во всем этом была натура и, следуя ей беспрекословно, он старался передавать все безукоризненно точно, до последней жилки. — В 1826 г. он был произведен в офицеры, в 1827 г. вышел в отставку поручиком и посвятил все свои силы любимому делу, посещая классы Академии Художеств. Различные портреты лошадей, вырезанные из дерева с изумительным совершенством, вскоре обратили на него внимание Императора Николая I, который и дал молодому художнику заказ — вырезать: гусара и конного артиллериста. Исполнением заказа Государь остался очень доволен и с тех пор милость Государя и заказы художнику не прекращались до самой кончины Императора.
В 1829 г., по Высочайшему повелению, были препровождены в Академию Художеств исполненные бароном Клодтом с эстампов 3 рисунка, в том числе изображение "Божией Матери", — с приказанием оставить последнее в академических коллекциях, а другие два вернуть; в 1833 г., после пожалования Государем Академии гипсовых лошадей двух конных групп его работы, предназначенных к постановке в двух экземплярах на пристанях у Невы перед входами в малые (боковые) аллеи Адмиралтейского бульвара, барон Клодт был принят в "назначенные". Первым его большим трудом были вылепленные им из глины, по поручению Государя, в 1832 г. шесть колоссальных коней к торжественной колеснице на триумфальные ворота у Нарвского тракта и исполненные из выбивной меди художником Пратом, под присмотром директора петербургских казенных литейных заводов г. Кларка.
В 1835 г. бар. Клодт был избран членом Берлинской Академии Художеств, а в 1838—академиком Петербургской Академии (19 марта) и, по Высочайшему повелению, назначен профессором 2 ст., на место умершего Орловского (26 апреля). В этом году бар. Клодтом была вылеплена первая группа для Аничкова моста — "коня с вожатым" и при ее отливке внезапно умер академик Екимов, мастер литейного дела; других сведущих в этом искусстве лиц не было в то время, и бар. Клодт просил дозволения продолжать ему самому начатое дело; предложение это было принято и бар. Клодт скоро прославился на этом новом для него поприще; соединение скульптора и литейщика в одном лице явление очень редкое.
Приняв в свое заведование литейную мастерскую, бар. Клодт преобразовал ее по своему плану, выстроил две громадные новые печи, в которых могло топиться до 600 пуд. металла, и, сверх того, отвел в том же самом здании особенную литейную — для статуй и барельефов небольшого размера. Одновременно с этим бар. Клодт сделал модель артиллерийского орудия, запряженного 6-ю лошадьми и отлил препарированную проф. Буяльским для Академии Художеств анатомию.
В 1839 г. первая группа Аничкова моста была отлита и красовалась уже на месте, а в 1840 г. изготовлена была и вторая. В то же время бар. Клодтом были отлиты бюсты: статс-секретаря Кикина — для А. П. Брюллова; ректора Мартоса, работы Гальберга, — для Академии Художеств, и президента Академии A. П. Оленина; во всех случаях — без чеканки, с травлением только кислотою; затем памятники: Пономареву (1838—1839), известному генералу Бистрому, с огромным львом (1839—1840), и Имп. Петру I, в Кронштадте, работы французского художника Жака (1840—1841), а впоследствии — Барклаю-де-Толли, в Дерпте. В 1841 г. им были отлиты, по заказу Государя, еще по экземпляру конных статуй Аничкова моста — для короля прусского, за что, кроме избрания почетным членом Берлинской Академии Художеств, он награжден был орденом Красного орла 3 ст. и пожалован золотою табакеркою, осыпанною бриллиантами и наполненною двумя тысячами червонцев.