Большая биографическая энциклопедия - квитка григорий федорович
Квитка григорий федорович
(псевдоним — Основьяненко) — известный малорусский писатель; род. в 1778 г. в селе Основе, под Харьковом, и почти всю свою жизнь провел в Харькове. С малых лет был болезнен и до 5 лет слеп. Образование получил домашнее, довольно скудное. Недолго числился на военной службе. Очень религиозно настроенный, он поступил на 23 году в подгородний Куряжский монастырь и пробыл здесь около 4-х лет; по оставлении монастыря вел в своей Основе полумонашескую жизнь, пока не увлекся общественной деятельностью и театром. Открытие Харьковского унив. в 1805 г. внесло большое оживление в жизнь местного общества. В 1812 г. возник в Харькове постоянный театр, и К. принял в нем самое широкое и разностороннее участие в качестве актера, драматурга и потом историка этого театра. В том же году по инициативе Квитки возникло благотворительное общество; самым крупным его делом было учреждение всесословного женского учебного заведения, вскоре преобразованного в Институт благородных девиц. К. жертвовал на это дело свой труд и денежные средства. С 1816 по 1821 г. в Харькове выходил "Украинский вестник" — первый харьковский журнал, под редакцией К., Филомафитского и Генорского. Тогда же К. помещает в "Украинском вестнике" и в "Вестнике Европы" небольшие рассказы и стихи; но все написанное им в это время слабо и впоследствии не переиздавалось. Несомненное литературное дарование К. проявил лишь в начале 30-х годов, преимущественно в повестях на малорусском языке: "Марусе","Солдатском патрете", "Сердешной Оксане", "Мертвецком Велыкдне", "От тоби и скарб", "Козир-дивка", "Добре робы — добре и буде" и затем в оперетке "Сватанье на Гончаривци", доныне одной из самых репертуарных пьес малорусской сцены. Кроме того, К. написал ряд повестей и исторических рассказов на русском языке, из которых наиболее крупный — историко-бытовой роман "Пан Халявский". К. обнаружил большое знание быта, нравов, обычаев, поверий — вообще близкое знакомство со всем строем дворянской и крестьянской жизни. Малорусские повести его написаны превосходным языком, чистым, простым и ясным, и проникнуты гуманным отношением к крестьянам. Квитка имел благотворное влияние на читателей в смысле развития в них гуманного чувства. Литературная деятельность К. развивалась в значительной степени под влиянием его умной жены, Анны Григорьевны, из классных дам Института благородных девиц. В конце жизни К. очень огорчили порицательные отзывы петербургской критики о его русских повестях, сравнительно с малорусскими довольно слабых. К. † в 1843 г.
О К. существует довольно обширная литература; она указана кратко в "Справочном словаре" Геннади (II, 125—126) и в "Российской библиографии" (1881, кн. I), гораздо подробнее в "Покажчике" г-на Комарова, в 1 т. сборника "Рада" (417—421). После издания этих указателей о К. еще напечатано много крупных статей; главные: Н. И. Петров, "Очерки истории украинской литературы XIX ст."; Н. П. Дашкевич — академическая рецензия на предыдущее сочинение; Огоновский (в "Ист. русск. литер.", III); Н. Ф. Сумцов, "К. как этнограф" ("Киевская старина", 1893, VIII); Д. И. Багалей, "К. как историк" (там же); В. П. Науменко, "Обзор критик на сочин. К." (там же). "Письма" К. изд. в "Русской старине" (1893) и "Киевской старине" (1893, XI—XII). Из старых биографий наиболее подробная и ценная — Г. П. Данилевского (в "Украинской старине"). Собрание сочинений К. издано в 1887 г., в Харькове; драматические произведения в состав его не вошли.
Н. Сумцов.
{Брокгауз}
Квитка, Григорий Федорович
малороссийский беллетрист и драматург, известный под псевдонимом "Грицко-Основьяненко". Ст. сов., род. 18 ноября 1778 г., † 1843 г. 8 августа.
{Половцов}
Квитка, Григорий Федорович
(литературный псевдоним Грыцько Основьяненко) [1778—1843] — украинский писатель. Дворянин по происхождению, К. не был связан, с поместьем и почти не имел собственных крепостных крестьян, жил на проценты с капитала и жалование. В классовом отношении К. явился типичным представителем обуржуазившегося дворянства, связанного культурой и традициями с дворянством, а экономическими интересами — с буржуазией. Отсюда сочетание реакционности его политических взглядов с передовыми (по сравнению с массой коренного имперского поместного дворянства) его взглядами на украинский яз. и литературу.
В истории украинской литературы К. занимает почетное место "отца украинской прозы": своими "Малороссийскими повестями [1834—1837], рассказываемыми Грыцькой Основьяненко", оказал сильное влияние на всю последующую украинск. литературу. Старая украинская националистическая народническая критика (Ефремов) объявила Квитку "певцом закрепощенного, подневольного крестьянства", писателем, который впервые ввел в мировую литературу крепостного как определенный литературный тип. На самом же деле К. в своих украинских повестях почти ни единым словом не упоминает о крепостном праве и мало касается экономического положения крестьянства. Его крестьянские типы по преимуществу принадлежат к так наз. вольному казачеству, государственным крестьянам, которые пользовались значительными привилегиями (вплоть до права иметь собственных батраков) и с дальнейшим развитием города постепенно переходили в мещанское сословие. В жанровом отношении К. дал образцы сентиментальной повести ("Маруся", "Искренняя любовь"), пародийно-сатирической повести ("Конотопская ведьма"), юмористического рассказа ("Солдатский портрет") и т. д. Выдержанные преимущественно в сказовой манере, они имитируют стиль народного рассказа.
К. писал также и на русск. яз. В 1816 появился ряд его стихотворений и юмористических фельетонов в харьковских журналах "Украинский вестник", "Харьковский демократ". Позднее [в 1829—1830] появились две части его комедии "Дворянские выборы", которую некоторые современники (С. Аксаков, Н. Полевой, К. Ушаков) считали образцом русской самобытной комедии; комедия была запрещена к постановке. Несколько комедий, написанных одновременно с "Дворянскими выборами", успеха не имели. Одна из них — "Приезжий из столицы", — напечатанная лишь в 1840, по своему сходству с "Ревизором" Гоголя давала повод к неоднократным сравнениям обоих произведений и попыткам установить между ними генетическую связь. В течение 30-х гг. К. пишет задуманный весьма широко сатирический роман "Похождения Пуетолобова", однако под влиянием цензуры К. постепенно выхолащивает сатирическую суть романа, пока наконец не убивает ее совершенно. Появившись в 1841, роман был встречен с недоумением и успеха не имел. Расцвет литературной деятельности К. приходится на 1838—1843, когда успех украинских повестей писателя дал повод к авторизованным русским переводам. Громадным успехом пользовался роман "Пан Халявский", давший в сгущенно юмористических тонах описание украинской старосветской жизни; роман этот до последнего времени выдержал 22 изд., и собственно лишь благодаря ему имя К. сохранилось в памяти русского читателя. Из других русских произведений К. можно отметить ряд историко-бытовых очерков и статей ("Головатый", "Панна Сотниковна", "Украинские дипломаты", "1812 год в провинции" и т. д.).