Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - кюи цезарь антонович

Кюи цезарь антонович

— военный инженер, генерал-майор, заслуженный профессор фортификации в академиях Николаевской инженерной, Михайловской артиллерийской и Генерального штаба, композитор и музыкальный критик; род. в 1835 г.; ученик Монюшко. Впервые выступил в качестве композитора в 1859 г. в концертах русского музыкального общества, где было исполнено его скерцо f-dur для оркестра. В 1869 г. поставлена на сцене Мариинского театра его опера "Ратклиф", в 1876 г. — "Анжело". Еще в 1859 г. К. написал оперу "Кавказский пленник", которая в 1883 г. была поставлена на сцене Мариинского театра в переработанном виде. Комическая опера К. "Сын мандарина" исполнялась на сцене клуба художников и на многих любительских спектаклях. Наибольший успех К. имел со своими романсами и berceuse для скрипки. К. — автор многих оркестровых произведений и камерной музыки. В 1893 г. в парижской Комической Опере поставлена опера К.: "Le Flibustier". С 1864 по 1876 гг. К. помещал в "СПб. Ведомостях" музыкально-критические статьи; позднее был сотрудником в "Неделе", "Голосе", "Музыкальном Обозрении" и пр. В Париже издана его книга "La musique en Russie". Подробный список соч. К. помещен в каталоге Бесселя. О направлении композиторской и критической деятельности К. см. Музыка (русская). К. преподавал фортификацию ныне благополучно царствующему Императору Николаю II. Труды К., пользующиеся наибольшим успехом в военном мире: "Атака и оборона современных крепостей" (1881); "Опыт рационального определения величины гарнизона современных крепостей" (1884); "Краткий исторический очерк долговременной фортификации", (1889) и "Краткий учебник полевой фортификации (7-е изд. 1894). Во время Восточной войны К. был командирован на Дунай для обзора фортификационных работ и написал: "Путевые заметки инженерного офицера на театре военных действий в Европейской Турции", переведенные на иностранные языки. О нем см. "Артист" № 34; M. Иванов ("Пчела, 1876). Воспоминания о нем В. Крылова в "Историческом Вестнике" (1894); Merci-Argenteau, "César Cui" (П., 1888)

{Брокгауз}



Кюи, Цезарь Антонович (дополнение к статье)

— композитор. К более замечательным музыкальным его произведениям последнего времени относятся "Мадемуазель Фифи" (одноактная опера на сюжет Мопассана, 1903), вальс для оркестра, былина "Весна-красна" для 1 голоса с оркестром и романсы (18 стихотворений А. Толстого).

{Брокгауз}



Кюи, Цезарь Антонович

— инженер-генерал, заслуженный профессор фортификации Николаевской инженерной академии (с 1891 г.), член конф-ции Николаевской инженерной академии (с 1900 г.), почет. чл. конф-ции Мих. арт-ской (с 1899 г.) и Имп. Николаевской военной академий (с 1905 г.), известн. композитор и музыкал. критик, род. в 1836 г.; специально-инженерное образование получил в гл. (ныне Николаевском) инж. училище и в Николаевской инженерной академии, по окончании коей (1857) оставлен при ней репетитором по топографии, а с 1859 г. по фортификации. Позднее К. был приглашен преподавать фортификацию в Мих. арт. академию и в академию генерального штаба. С этой поры и до наших дней К. плодотворно работает в течение более полувека в этой отрасли воен. наук, создав в академиях незаменимый курс "История фортификации" и вложив в воен. лит-ру много капитал. научных трудов. В 1904 г. он произв. в чин инженер-генерала. В настоящее время генерал К. уже прекратил чтение лекций в академиях, но продолжает работать, участвуя как авторитет по вопросам фортификации в рассмотрении важн. креп. вопросов в инж. комитете гл. инж. управления и фортификацион. проектов офицеров, обучающихся в инж. академии, где он является старейш. членом фортификац. кафедры. Как профессор и преподаватель фортификации и как автор выдающихся трудов по этому предмету генерал К. давно уже приобрел большую и почетную известность. Это послужило основанием к приглашению его для чтения лекций по фортификации Насл-ку, впоследствии Имп. Николаю II, а также Вел. Князьям: Сергею и Павлу Александровичам, Николаю, Михаилу, Георгию и Сергею Михайловичам, Петру Николаевичу и герц. Г. М. и М. М. Мекленбург-Стрелицким. Среди академич. учеников генерала К. многие занимали и занимают высшие должности в армии. Его лекции и публичные чтения, отличавшиеся большой глубиной мысли вместе с простотой и ясностью изложения слушались с больш. вниманием не по обяз-ти: он увлекал своих слушателей. Со многими из них К. сохранил впоследствии добрые отношения и продолжал давать им советы по разн. вопросам фортификации. Так, будучи командирован в 1877 г. на театр воен. действий, генерал К., по просьбе бывш. своего ученика Скобелева, участвовал в укреплении наших позиций под Константинополем, а перед отпр-нием Скобелева в Ахал-Текин. эксп-цию дал ему ряд советов по устр-ву коммуникац. линий и этапн. пунктов. Возвратившись из этого похода, Скобелев писал генералу К. 2 фвр. 1881 г.: "Артамонов верно передал Вам чувство симпатии и уважения, заставляющие меня жаждать Вас видеть. Я не забыл давнопрошедшее, когда был плохим Вашим учеником, не забыл позиций под Константинополем, наконец, главное, не забыл тех цен. советов, которыми в значит. степени достигнуты наши послед. успехи под Геок-Тепе". Большие познания генерала К. в области фортификации составили ему больш. извест-ть также и в иностран. воен. кругах. Извест. бельг. инженер генерал Бриальмон в течение мног. лет вел с генералом К. деят. переписку, совместно обсуждая всевозможные теоретич. вопросы форт-кации и госуд. обороны. 50 таких писем генерала Бриальмона переданы генералом К. в библиотеку Николаевской инженерной академии. Может быть, под влиянием близк. знакомства с Бриальмоном генерал К. первый среди рус. инж. предложил применение бронебашен. установок в наших сухопут. крепостях. Но наиб. крупной заслугой генерала К. в воен. науке является принадлежащий ему первый в России опыт составления истории рус. фортификации, которая и была им включена в программу академии. Из других его в.-литерат. трудов надлежит отметить: 1) "Краткий истор. очерк долговр. фортификации", изд. 1889, 1893 и 1897 гг.; 2) "Краткий учебник полевой фортификации" (8 изд. с 1874 по 1899 г.); 3) "Учебник фортификации для пех. юнкер. училищ", 1892; 4) "Фортификац. оборона государств и влияние мес-ти на расположение и атаку крепостей" (курс Николаевской инженерной ак.), литографир. изд. 1883 г. Главнейшие статьи в "Инж. Журнале": 1) "Путев, заметки инж. офицера на театре воен. действий в Европ. Турции", 1878; 2) "Бельгия, Антверпен и Бриальмон", 1881 г.; 3) "Опыт рационал. определения величины гарнизонов крепостей", 1884 (удостоена 3-й премии "Инж. Журн"); 4) "Неск. слов по поводу соврем. фортификац. брожения", 1892 (удостоена почет. отзыва "Инж. Журн."). Как композитор и музыкал. критик Ц. А. К. занимает в рус. музыке видное место. Установкой своих художественных взглядов он обязан гл. обр. М. А. Балакиреву, объединившему лучшие музыкал. силы в кружок, известный под именем "новой русской школы" (т. н. могучая кучка). Выступив впервые в концертах Русск. музык. общ-ва в 1859 г. со своим скерцо f-dur, он написал 11 опер — 6 больших и 5 одноактных: "Кавказский пленник" (переработан и поставлен на Мариин. сцене в 1893 г.), "Сын Мандарина" (поставлен в "Клубе художников" в 1878 г., а впоследствии на Имп. сцене в Москве), "Вильям Ратклиф" (в Мариин. театре в 1869 г.), "Анжело" (там же, в 1876 г.), "Le Flibustier" (в Парижской Opéra Comique в 1894 г.), "Сарацин" (в Мариинск. театре в 1900 г.), "Матео Фальконе", "Пир во время чумы" (на Имп. сцене в Москве), "Mademoiselle Fifi", "Снежный богатырь" и "Капитанская дочка" (Мариин. театр, в 1910 г.). Из инструментал. произведений укажем на четыре сюиты, 5 скерцо, тарантеллу и торжеств. марш — для оркестра; 2 квартета для струн, инструментов; ок. 50 скрипич. пьес и не менее фортепианных. Роскошнее всего творч-во К. проявилось в области камерной вокал, музыки, где мы имеем более 50 произведений для хора и более 300 романсов на русск., франц., нем. и польск. слова. Критич. деятельность К. играет большую роль в музыкал. развитии рус. общ-ва. Статьи его появились сначала в "СПб. Вед." (1864—1875), затем в "Голосе", "Неделе", "Музыкал. Обозрении", "Новостях" и мн. др. рус. и иностран. изданиях, пролагая дорогу молодому рус. искусству. Книга "La Musique en Russie" (Paris, 1880), в сжатом виде излагающая эстетич. credo автора, немало содействовала распространению рус. музыки на Запад. Кроме этой книги, имеются отдел. брошюры: "Кольцо Нибелунгов" (отчет о представлении в Байрейте), "Рус. романс", "Лекции Рубинштейна о фортепиан. литре". Ц. А. К. состоит членом Рус. Имп. музык. общ-ва, Бельг. корол. академии, "The Manuscript Society" в Нью-Йорке, корреспондентом франц. академии изящ. иск-в и других ученых и артис-тическ. кружков. (В. В. Стасов. Ц. А. Кюи. Биограф, очерк. СПб.; П. П. Веймарн. Цезарь Кюи как вокальн. композитор. СПб., 1896; Н. Финдейзен. Библиогр. указ, музык. произведений и критич. статей Ц. А. Кюи. "Артист", № 34, 35; C.B. (Comille Bellaigue), Notice sur Cesar Cui (приложение в вышеназванной книге "La Musique en Russie"). "Артист", 1884. Кн. 2; C-tesse de Mercy Argenteau, Cesar Cui, esquisse critique, Paris, 1888).

После Октябрьской революции перешел на сторону сов. власти, вступив в РККА, продолжая оставаться профессором трех военных академий. К. внес значительный вклад в становление и развитие русской национальной военно-инженерной школы, его труды по полевой фортификации и курс по ее истории сыграли большую роль в формировании русского и советского военного инженера-фортификатора. Умер 26 марта 1918 г. в Петрограде. Похоронен на Тихвинском кладбище (впоследствии некрополь мастеров искусств).

Соч.: Музыкально-критические статьи. Т. 1. Пг. 1918; Избранные статьи. Л. 1952. 692 с.; Избранные письма. Л. 1955. 754 с.; РНБ. Рукописный фонд. Письма и документы.

{Воен. энц.}



Кюи, Цезарь Антонович

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое кюи цезарь антонович
Значение слова кюи цезарь антонович
Что означает кюи цезарь антонович
Толкование слова кюи цезарь антонович
Определение термина кюи цезарь антонович
kyui cezar antonovich это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):