Большая биографическая энциклопедия - лабинский андрей маркович
Лабинский андрей маркович
[20.8(1.9). 1872 (в нек-рых источ. 1871), Харьков — 8.8.1941, Москва] — арт. оперы (лирико-драм. тенор), камерный певец и педагог. Засл. арт. Республики (1924). Род. в многодетной семье коллежского асессора. Детство провел в Тобольске и Тюмени, куда его отец был сослан за причастность к польскому освободительному движению. Образование получил в Тюмен. реальном уч-ще. Пел в церковном хоре, играл на многих муз. инструментах, участвовал в любительских концертах (1895—96). Пению обучался в 1895—99 в Петерб. конс. (кл. С. Габеля и В. Самуся; сцен. мастерству у О. Палечека).
В годы учения в конс. пел в моск. Синодальном хоре, с 1896 — в хоре петерб. Мариинского т-ра. В 1899—1912 и 1919-24 солист этого же т-ра (дебютировал партии Берендея), в 1912— 19 и с 1926 — моск. Большого т-ра, на сцене к-рого спел 28 партий. В 1916 выступал в петрогр. Нар. доме; 1918 — в моск. Зеркальном т-ре (Первое театр. кооперативное товарищество в России); в 1920 гастролировал (около года) по югу России в составе Товарищества оперных артистов (под рук. Басманова). Обладал ровным, гибким голосом приятного мягкого тембра и широкого диапазона (брал верхнее фа), имел яркую сцен. внешность. В его исп. лирич. интонация сочеталась с драм. силой и эмоциональностью. Уделял большое внимание слову, добивался соответствия муз. и сцен. воплощения. Всего исп. 34 партии.
1-й исп. партий: Лючиано ("Франческа да Римини" Э. Направника), Афера ("Сервилия"), Княжича Всеволодовича ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"), Петра Андреевича ("Капитанская дочка"); в Большом т-ре — Андрея Хованского ("Хованщина"), Дон Карлоса ("Дон Карлос"); в Мариинском т-ре — Рустана ("Урвази — утренняя звезда"), Андрея Хованского ("Хованщина"); на рус. сцене — Фро ("Золото Рейна"). Лучшие партии: Собинин, Финн, Владимир Игоревич, Владимир Дубровский, Берендей, Княжич Всеволодович, Индийский гость (последние две партии получили высокую оценку Н. Римского-Корсакова), Ленский, Герман ("Пиковая дама"), Альмавича ("Севилье кий цирюльник" Дж. Россини), Фауст ("Фауст"), Хозе ("Кармен"), Рауль, Джеральд. Др. партии: Баян, Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Голицын ("Хованщина"), Самозванец, Шуйский, Юродивый, Синодал, Вагоа, Садко, Лыков, Данте, Ленский, Водемон, Вакула ("Ночь перед Рождеством"); Альфред ("Травиата"), Герцог ("Риголетто"), Радамес, Вильгельм Мейстер, Самсон, Лоэнгрин, Тангейзер. Партнеры: А. Больска, К. Держинская, И. Ершов, Н. Забела-Врубель, В. Куза, М. Кузнецова-Бенуа, А. Нежданова, Н. Обухова, В. Петров, М. Славина, И. Тар-таков, М. Фигнер, Ф. Шаляпин. Пел п/у А. Бернарда, Ф. Блуменфельда, А. Коутса, Э. Крушевского, Э. Купера, Э. Направника, А. Никита, Д. Похитонова, С. Рахманинова, Н. Черепнина.
Один из лучших камерных певцов своего времени. Программы концертов включали произв. М. Глинки, А. Бородина, П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Гречанинова. С большим успехом выступал в Павловске с сольными программами и в симф. концертах, в к-рых исп. сольные партии в "Торжественной мессе" Дж. Россини п/у Н. Галкина, в Реквиеме В. А. Моцарта (1907, в ансамбле с М. Будкевич, Е. Збруевой, К. Серебряковым), в поэме "Колокола" С. Рахманинова п/у автора (1917), в 9-й симфонии Л. Бетховена п/у Э. Купера (1918). Певцу посвятили свои романсы композиторы: В. Кашперов — "Тишина" (это произв. в исп. Л. слушал B. И. Ленин), Р. Мервольф — "Когда гляжу тебе в глаза", "Старость", М. Ослан — "Миг обновления", А. Панаев — "Ищите красоту" и "Степь". В концертах неоднократно выступал с В. Костровым. С 1901 часто выезжал на гастроли: Елизаветград и Казань (1905), Екатеринодар (1909, 1911), Челябинск (1909), города Сибири (1916 и 1923—25), Одесса (1916), Крым (1922), Казань (1924), Свердловск (1927), а также в зарубеж. страны — Японию (один нэ первых выступавших здесь рус. певцов, 1907 и 1923), Францию. Германию, Италию.
В 1920—22 и в 1923—24 вел пед. работу (по приглашению М. Ипполитова-Иванова) в Моск. конс. (проф.), преподавал также в Ин-те муз. драмы. С 1941 педагог-вокалист в Большом т-ре (в кл. занимались 24 арт. хора). Среди учеников — Н. Кемарская, В. Прокошев.
Записывался на грампластинки (ок. 300 произв.) в Петербурге ("Граммофон", 1901 — 1902, 1904—09, 1914; "В. И. Ребиков", 1903, 1904; "Колумбия", 1903, 1907; "Пате", 1904, 1909; "Лирофон", 1905; "Бека", 1905, 1907; "Премьер-рекорд", 1910; РАОГ, 1912; "Метрополь" (Корона, РАОГ), 1913; "Сирена", 1913; "Сфинкс-рекорд", 1915) и Москве ("Граммофон", 1901; "Метрополь" (Корона, РАОГ), 1912).
Соч.: Воспоминания о М. Ипполитове-Иванове // Сов. артист. 1935. № 5; Прежде и теперь (воспоминания для газеты "Сов. артист"; рук., 22 апр. 1939) — в ЦГАЛИ, ф. 2579, оп. 1, ед. хр. 2064.
Лит.: Тавастшерна К. Концерт гг. Лабинского и Касторского // Муз. мир. 1905. № 11. С. 159; Андрей Маркович Лабинский // Изюминка. 1912. № 2. 8 янв. С. 8; Юбилей А. М. Лабинского // Раннее утро. 1917. 18 окт. № 238. С. 4; Заслуженный артист Республики А. М. Лабинский // Новая рампа. 1924. № 17. С. 17; Сорокалетие сценической деятельности заслуженного артиста Республики А. М. Лабинского // Театр. Декада. 1937. № 11.
C. 6; Холодковский Вл. У ветерана оперной сцены // Театр. неделя. 1941. № 8. С. 14— 15; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 705; Пименов В. Ф. Свидетели живые: Воспоминания. — М., 1978. С. 21—22; Угарова О. Звучит голос Лабинского // Муз. жизнь. 1979. № 20. С. 5; Бардадым В. П. Голос ясный, чистый // Сов. Кубань (Краснодар). 1981. 21 марта; Его же. Театральный листок: Этюды театральной жизни. — Краснодар. 1984. С. 36—40.
Большая биографическая энциклопедия
2009