Большая биографическая энциклопедия - лавренев борис андреевич
Лавренев борис андреевич
[1894—] — современный беллетрист и драматург. Окончил гимназию и юридический факультет Московского университета. В 1915 был мобилизован в действующую армию. С 1918 по 1921 служил в Красной армии. Начал заниматься лит-ой работой до войны, преимущественно в области поэзии. Входил в ленинградскую лит-ую группу "Содружество"; в настоящее время является активным работников Союза сов. писателей и ЛОКАФ. В 1929 избран ленинградскими писателями в члены Ленинградского совета.
Большинство произведений Л. посвящено эпохе гражданской войны; таковы повести "Ветер", "Звездный цвет", "Сорок первый" "Рассказ о простой вещи", "Седьмой спутник", пьеса "Разлом" и т. д. В гражданской войне Л. ищет необычных коллизий, возвышенной героики, сильных чувств и страстей. Натуралистически снижая и развенчивая персонажи, находящиеся по ту сторону баррикады, Л. романтически возвышает и приукрашивает героев-красноармейцев и интеллигентов, борющихся за революцию. В произведениях Л. обычно действует масса, происходят бои, ведутся горячие споры. Но в то же время в этих произведениях отсутствует показ классовых коллективов. Герои Л. деклассированы. В революции их мучит проблема "правды", и с этой — этической — точки зрения они подходят к событиям гражданской войны. В некоторых произведениях ("Седьмой спутник", "Разлом") Л. показывает путь интеллигента и военспеца, рвущего со старыми традициями и переходящего на сторону советской власти; особенно характерен в этом плане образ бывшего военного прокурора Адамова ("Седьмой спутник"). Для Адамова, сознавшего свою "вину перед народом", есть только один выход: полное опрощение, отказ от самого себя, признание за любым красноармейцем прав носителя "высшей правды". Такими "носителями правды" у Лавренева нередко оказываются даже представители люмпен-пролетарских уголовных низов. Л. не ставит перед собой вопроса о переделке человеческого материала в революции и о борьбе за нового человека. Его "демократические" герои не нуждаются в воспитывающем воздействии классовых коллективов. Они даны уже сложившимися, готовыми, "ставшими" революционерами, "сильными" людьми, по сути — индивидуалистами. Их характеры, опрощенные и обедненные, остаются неизменными на протяжении всего произведения. В конструкции своих произведений Л. особое внимание уделяет сюжету, строя его зачастую по принципу отдельных новелл, скрепленных единством главного действующего лица (например в повести "Ветер"), по принципу неожиданно возникающих и преодолеваемых препятствий. Как и полагается романтику, Лавренев наделяет образы своих героических "правдоискателей" сентиментальностью. Героизм приобретает "чувствительную окраску", становится лирически-размягченным. У Л. обычен контраст между суровым революционным долгом и влечениями чувства — к родным, друзьям, любимой или любимому ("Разлом", "Сорок первый"). Поэтому Л. уделяет большое внимание любовной интриге, нередко оттесняя революционные события на второй план.
Тяготение Л. к отчетливо построенному сюжету делает его произведения доступными широкому кругу читателей. Но такая доступность достигается нередко снижением художественного качества произведений, стилистическим обеднением. Большинство произведений Л. до 1927 не столько содействовало воспитанию художественного вкуса читателей, сколько как бы само снижалось до запросов читателей, воспитанных на дешевой переводной литературе. Отмеченные особенности творчества Л. определяют его как писателя-попутчика, интеллигента, тяготеющего к пролетарской революции, но не обладающего сколько-нибудь четким материалистическим мировоззрением.
Повесть "Гравюра на дереве" [1928] явилась для Л. попыткой отхода от прежних романтических установок и поисков творческих путей, ведущих к более глубокому художественному охвату действительности. Темой "Гавюры на дереве" является создание искусства высокого качества, достойного эпохи пролетарской революции. Повесть заострена против узаконения суррогатов искусства, примиренчества к "красной халтуре", лефовщины, тенденций схематизма, упрощенчества и лакировки действительности. Основной идеей повести является борьба за искусство, которое с такой же художественной силой выражало бы "нашу нарождающуюся силу и бодрость", как величайшие образцы искусства других классов выражали идеологию последних. Эта идея, знаменуя собой для Лавренева как попутчика начало подлинной перестройки, тем не менее получила такую разработку, которая была далека от понимания "партийности" искусства. В повести нет понимания ведущей роли мировоззрения, значения революционной практики классовой борьбы, тенденций развития пролетарского искусства, и в этом плане "Гравюра на дереве" может быть истолкована даже как защита чистого искусства от требований социальной направленности. Герой повести Кудрин — коммунист, хозяйственник и бывший художник — решает проблему индивидуалистически, в одиночку, возобновляя работу в качестве профессионала-живописца.