Большая биографическая энциклопедия - лаврентий митрополит казанский
Лаврентий митрополит казанский
— митрополит казанский; ум. 11 ноября 1672 г. Постриженник новгородского Вяжищского монастыря; из патриарших ризничих иеродиаконов 6 апреля 1654 г. посвящен патриархом Никоном в епископа в Тверь; в том же году переносил в Иверский монастырь мощи св. Иакова Боровицкого; в 1655 г. возведен в сан архиепископа; 2 июня 1656 г. присутствовал на соборе об исправлении книг. В 1655 г. во время моровой язвы переложил мощи тверского князя Михаила Ярославича и учредил крестный ход, доселе соблюдаемый. В 1666 г. присутствовал на соборе по делам раскольников; в декабре 1666 г. участвовал на соборе, осудившем патриарха Никона, а в начале 1667 г. — на соборе о церковных учреждениях; 26 июля 1667 г. назначен митрополитом казанским. Лаврентий увеличил число братии в раифской Богородицкой пустыни и на собственные средства соорудил в ней три церкви. Скончался постриженный в схиму с именем Левкия. Он первый носил белый клобук и саккос и осенял дикирием и трикирием; им составлены: канон на перенесение мощей святителя Гурия, канон и стихиры святому Герману и житие последнего.
"Краткие биографические сведении об иерархах казанской епархии"; Строев П., "Списки иерархов"; Диев, "Вторичная поверка иерархических каталогов"; Диев, "Поверка иерархических каталогов российских древних епархий", рукопись архива Св. Синода; дело архива Св. Синода, 1778 г. 10 декабря, № 424; "Памятная книжка Тверской губернии" на 1865 г.
А. Н.
{Половцов}
Лаврентий, митрополит Казанский
(в схиме Левкий) — митрополит Казанский и Свияжский.
Инок Новгородского Вяжищского монастыря.
В 1654 году был иеродиаконом и патриаршим ризничим в Москве.
В 1654 году участвовал в перенесении мощей святого Иакова Боровичского († ок. 1540; память 23 октября/5 ноября) в Иверский монастырь, в переносе мощей тверского князя Михаила Ярославича с установлением крестного хода, который с той поры стал обязательным в Тверской епархии (30 сентября).
16 апреля 1654 года патриархом Никоном рукоположен в архиепископа Тверского и Кашинского.
24 сентября 1654 года был освобожден Смоленск, который в течение сорока лет был занят поляками, и патриарх Никон назначил временно управлять Смоленской епархией архиепископа Лаврентия, который оставался на ней с марта по декабрь 1655 года. А в 1656 году, по определению Московского Собора, был назначен в Смоленск и постоянный епископ, бывший Суздальский Филарет.
26 июля 1657 года переведен в Казань с возведением в сан митрополита и оставался на этой кафедре до своей кончины.
Был участником многочисленных церковных Соборов 50—60-х годов XVII века.
Перед смертью принял схиму с именем Левкия.
Скончался 11 ноября 1672 года. Погребен в Казанском кафедральном соборе, в склепе под главным алтарем.
Преосвященный Лаврентий с благословения патриарха первый носил белый клобук и саккос с колокольцами и осенял дикирием и трикирием.
Митрополит Лаврентий увеличил число братии в Раифской Богородицкой пустыни и на собственные средства соорудил там три церкви. Святитель Лаврентий показал великую любовь к Смоленскому чудотворному образу Пресвятой Богородицы, находящемуся в Седмиезерной Богородицкой Вознесенской пустыни. Он сам "красными ногами" (см. Ис. 52, 7) ходил в эту обитель воздать благоговейное поклонение святыне. Совершил там всенощное бдение и литургию и властью, данной ему от Святого Духа, узаконил принесение святой иконы в Казань ежегодно 25 июня навеки неизменно, в благодарную память избавления от моровой язвы. Он же приказал составить для душевной пользы всех описание начала Седмиезерной пустыни и чудес от образа Пресвятой Владычицы Богородицы Смоленской.
Перу митрополита Лаврентия принадлежит "Ответная грамота на царскую грамоту о том, можно ли священносхимонаха поставить архиереем" (январь, 1666). На поставленный в заглавии вопрос митрополит Лаврентий ответил отрицательно: "Мню, восприимшаго священноинока великий образ иноческий, сиречь схиму, нелепо поставити во архиерейство". В ноябре 1666 года в Москве на Лобном месте перед восточными патриархами митрополит Лаврентий произнес приветственную речь. Грамота и речь изданы в книге "Дело патриарха Никона". Владыка Лаврентий является автором канона и стихир святому Герману, архиепископу Казанскому, а также канона на перенесение мощей святителя Гурия Казанского. Гимнографические произведения митрополита Лаврентия остаются неизданными.
Труды:
Ответная грамота на царскую грамоту о том, можно ли священносхимонаха поставить архиереем (январь 1666 г.) // Дело о патриархе Никоне // Изд. Археографической Комиссии по документам Московской Синодальной, бывшей патриаршей библиотеки. — СПб., 1897, с. 114—117, 271—273.
Канон и стихиры святителю Герману, архиепископу Казанскому.
Канон на перенесение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского.
Литература:
Никанор (Каменский), архиепископ. Казанский сборник статей архиепископа Никанора (Каменского). — Казань, Церковное историческое общество, 1909, с. 133, 479. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 288, 443.
Санковский А. В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. — Смоленск, 1898, вып. 1, с. 13.
Диев М. Я., протоиерей. Поверка иерархических каталогов Российских древних епархий с летописями и актами (рукопись архива Святейшего Синода).
Диев М. Я. протоиерей. Вторичная поверка иерархических каталогов древних Российских епархий с летописями и актами (рукопись архива Святейшего Синода).
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1401, 1413,1414.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 242. Сказание о Седмиозерной Богородицкой пустыни, Казанской епархии и о чудотворной иконе Пресвятыя Богородицы, называемыя Смоленския, составленное по благословению преосвященного Лаврентия, митрополита Казанского и Свияжского на славянском языке, ныне же переведенное на русский язык. — 6-е изд. — Казань, 1903, с. 14, 24, 25.
Богословский Г. К., священник. Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о Казанских архиереях. — Казань, 1893, с. 64. Горталов Н. Краткие биографические сведения об иерархах Казанской епархии от учреждения ее до настоящего времени (1555—1885). — Казань, 1888.
Памятная книжка Тверской губернии на 1865 г. — Тверь, 1865. — Отд. III, с. 152. Руководство для сельских пастырей. — Киев, 1866, сентябрь, с. 13.
Известия по Казанской епархии. — 1886, № 17, с. 578. — 1897, № 18, с. 489. — 1902, № 5, с. 216—218. — 1907, № 8, с. 239; № 42, с. 1311. Православный собеседник. — Казань, 1901, январь, с. 17.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 7, с. 706. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1138. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 10, с. 21.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 32, 49.
Елеонская А. С. Русская публицистика второй половины XVII века. — М., 1978, с. 111. Зиборов В. К. Лаврентий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — СПб., 1993. — Вып. 3, ч. 2, с. 212—213. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 7, с. 57, 58, 105, 109, 113, 133, 243, 260, 318, 337, 353, 423, 426—428, 610, 613.
Большая биографическая энциклопедия
2009