Большая биографическая энциклопедия - лавров николай владимирович
Лавров николай владимирович
— актер-певец; сын мещанина, род. в 1802 г. в Ветлуге, ум. в 1840 г. Первоначально торговал лесом. В 1824 году поступил на сцену московского театра; он обладал сильным баритоном, обнаружил большие сценические способности и отличался не только как превосходный певец, но и как выдающийся актер; с большим успехом исполнял первые роли в трагедиях и драмах, играя "Эдипа", "Дон-Жуана", "Велизария". Дочь Лаврова — Екатерина Николаевна Лаврова-Васильева, известная актриса.
И. Б—ов.
{Половцов}
Лавров, Николай Владимирович
— русский певец-баритон (1802—1840), пел в московской оперной труппе. Обладая обширным и прекрасным по звучности голосом, Л. был очень хорош в операх "Роберт", "Цампа", "Аскольдова могила".
Н. С.
{Брокгауз}
Лавров, Николай Владимирович
— известный баритон Моск. Имп. оперы; род. 1802 в Ветлуге, умер около 1850 в Москве. В юности, живя в Н.-Новгороде, Л. пристрастился к театру и, когда в 20-х годах попал в Москву, добился поступления в московский театр, в котором в то время драматическая и оперная труппы не были еще разделены. Принятый Кокошкиным в состав труппы, Л. дебютировал в январе 1825, при открытии Большего (Петровского) театра, в прологе "Торжество муз" Дмитриева, муз. Верстовского, в роли Аполлона. Л. сначала выступал главным образом в трагедиях, но превосходный голос заставил его впоследствии перейти главным образом на оперное амплуа. Л. был самоучкой и только после свадьбы на известной в свое время певице Д. Я. Сабуровой, принялся за серьезное изучение пения (у Антонолини), продолжавшееся, впрочем, недолго. Он одинаково выдавался как в серьезных партиях (Дон-Жуан, Вампир, Иосиф, Велизарий, Роберт-Дьявол, Аскольдова могила), так и в комических (Баядерка Обера, Цампа и др.). Л. скончался от нервной горячки.
(Ф.).
{Риман}
Лавров, Николай Владимирович
(Лавров — сцен. псевд.; наст. фам. Чиркин) [9.5.1805 (в нек-рых источ. 1802), г. Ветлуга Костром, губ., ныне Горьков. обл. — 25.5(6.6).1840, Москва] — арт. оперы (бас-баритон) и драмы. Муж Д. Лавровой-Сабуровой, отец драм. арт. Е. Васильевой. В юности жил в Н. Новгороде, где увлекался т-ром. По окончании моск. Коммерческого уч-ща торговал лесом. Одновременно в 1822—24 пел в хоре моск. Новоспасского монастыря. Его голос обратил на себя внимание директора Моск. имп. т-ра Ф. Кокошкина, и в 1824 Л. был принят в труппу моск. имп. т-ра; дебютировал как певец в партии Аполлона в прологе "Торжество муз" М. Дмитриева, муз. А. Верстовского и А. Алябьева на открытии Большого (Петровского) т-ра 6 янв. 1825. В первые годы участвовал в операх, водевилях, дивертисментах и драм. спектаклях (гл. обр. в трагедиях; с успехом исп. роли Эдипа — "Царь Эдип" Софокла и Филиппа II — "Дон Карлос" Ф. Шиллера); 1-й исп. роли Мельника ("Русалка" А. Пушкина, 20 апр. 1838). В 1839 гастролировал в Петербурге.
Л. певец-самоучка (недолго брал уроки пения у Ф. Антонолмни). Обладал редким по силе голосом необычайно мягкого "бархатного" тембра и широкого диапазона (две с половиной октавы — от нижнего соль до верхнего тенорного до). В нач. сцен. деят-сти критики писали о недостатках в его вокальном и актер. искусстве. "Один из замечательных голосов в России, может быть, в целой Европе, один из тех редких голосов, которыми не могли налюбоваться итальянские артисты, бывшие в Москве, остался почти как самоцветный камень в руде своей, без грани и без политуры" (Ф. Кони)*. Позднее в критике отмечалось: "Лавров владеет обширным, густым голосом, баритоном, которым управляет с искусством и душою. Особливо приятно его пение, когда он переходит в теноровые партии: это сладость, нега, серебристая струя звуков, которая льется прямо в душу. Там, где нужно развернуть всю силу голоса, Лавров величествен и увлекательно хорош. С этими средствами Лавров соединяет талант опытного и искусного актера. При весьма приятной наружности, величественном росте, игра его всегда благородна, обдуманная и одушевлена" ("Северная пчела", 1839. № 112).
Разнообразный репертуар (комедийный, героич. и мелодраматич.) включал в себя басовые, баритоновые и даже теноровые партии (Торопка). В расчете на голосовые возможности певца А. Верстовский написал партии Неизвестного ("Аскольдова могила"), Пустынника ("Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев"), Твардовского ("Пан Твардовский") и Завольского.