Большая биографическая энциклопедия - лавровская елизавета андреевна
Лавровская елизавета андреевна
— известная русская певица-контральто; род. в 1845 г. Окончила курс в московском Елизаветинском институте, затем в Петербургской консерватории; в 1866 г. поступила на Императорскую русскую оперную сцену в Петербурге, на которой пробыла 3 года. Л. пела в Лондоне, Париже, Берлине, Милане и разных городах России с огромным успехом. В настоящее время занимает место профессора пения в Московской консерватории.
Н. С.
{Брокгауз}
Лавровская, Елизавета Андреевна
(по мужу княгиня Цертелева) — известная певица; род. в Кашине, Орловской губ., в 1849. В 1851 отец ее (чиновник) переехал в Москву, где Л. и воспитывалась в Елисаветинском институте в 1861—64. Уже в институте голос Л. обращал на себя внимание; она училась там пению у Фензи. В 1865 Л. на стипендию В. К. Елены Павловны поступила в СПб. консерваторию, по классу Ниссен-Саломон. Еще до окончания консерватории Л. выделилась исполнением заглавной партии в "Орфее" Глюка (на ученическом спектакле), после чего с успехом дебютировала на Мариинской сцене, будучи еще ученицей, в январе 1868 ("Жизнь за Царя"). Весной того же года Л. окончила консерваторию, и тотчас же принята была на Мариинскую сцену. Превосходное контральто Л.; сильное и ровное, вместе с талантливым исполнением быстро создали ей славу. Вместе с Мельниковым, Меньшиковой, Леоновой, Никольским и другими Л. дала начало расцвету русской оперы в СПб. В казенной опере Л. пела только 4 года (Ваня, Фидес, Рогнеда, Ратмир, княгиня и др.), после чего лишь гастролировала в СПб. (1879—80), отдавшись концертным путешествиям по России, а также по Италии, Германии и Англии, чем создала себе европейское имя. В 1870 Л. производила фурор в Одессе, в первый сезон открытия там русской оперы Бергера. В 1888 Л. приглашена была профессором пения в московскую консерваторию, на каковой должности состоит и поныне. В первое время своего пребывания в Москве Л. часто выступала в концертах, а несколько раз и в опере.
{Риман}
Лавровская, Елизавета Андреевна
(по мужу княгиня Цертелева) [1 (13).10.1845 (в нек-рых источ. апр. 1849), г. Кашин Твер. губ. — 4.2.1919, Москва] — арт. оперы (контральто), камерная певица и педагог. Род. в семье мелкого чиновника. С 1857 жила с родителями в Москве. Обладая ярко выраженными вокальными данными, обратила на себя внимание князя С. М. Голицына, к-рый определил ее на казенный счет в моск. Елизаветинский ин-т (1861—64). Среди др. предметов здесь преподавалась музыка (итал. педагог Фензи) и пение. В 1865—68 обучалась пению в Петерб. конс. (кл. Г. Ниссен-Саломан), к-рую окончила с большой серебряной медалью. Впервые выступила в 1867 в партии Орфея в ученическом спектакле п/у А. Рубинштейна на сцене Михайловского дворца, после чего была отправлена на летний период за границу (на средства вел. кн. Елены Павловны). Посетила Лондон, Париж (здесь ее слушали Дж. Россини и директор "Гранд-Опера", высоко оценившие талант певицы), Баден (где брала уроки у П. Виардо). Вернувшись в Петербург, продолжила учебу в конс. 3 дек. 1867 приняла участие в концерте РМО п/у Г. Берлиоза (2-й акт "Орфея и Эвридики"). 24 янв. 1868 дебютировала в партии Вани ("Жизнь за царя" М. Глинки) на сцене петерб. Мариин-ского т-ра, где выступала до 1872 и в 1875—76, 1879—80, 1886—87. В 1890—91 солистка моск. Большого т-ра. В 1870 и 1874 гастролировала в Одессе (открытие оперного театра), Киеве, Харькове, в 1888 — в Казани. Обладала красивым, звучным, ровным голосом чарующего "бархатного" тембра и обширного диапазона (свыше двух октав), с легкостью преодолевала любые тесситурные трудности (наряду с контральтовыми пела также меццо-сопрановые партии). Исп. отличалось экспрессией, тонкой фразировкой, чувством стиля. "И что всего дороже в Лавровской, так это то, что она не прибегает ни к каким внешним эффектам, ни к какому театральничанью... чтобы очаровать слушателя. Нигде не дает себе чувствовать стремление угождать известным, общепринятым на итальянской сцене рутинно-эффектным приемам... Лавровская никогда не выходит за пределы строгой целомудренной художественности..." (П. Чайковский) *.
1-я исп. партий: Груни ("Вражья сила"), Ольги ("Евгений Онегин", в петерб. салоне Ю. Абазы), Старухи ("Сон на Волге"), Эльмаз ("Аммалат-Бек"); в Одессе — Морозовой ("Опричник"; Чайковский писал эту партию в расчете на ее голос); в Мариинском т-ре — Орфей ("Орфей и Эвридика"), Зибеля ("Фауст"); на рус. сцене — Фидес ("Иоанн Лейденский"). Лучшие партии: Ваня ("Жизнь за царя" М. Глинки; готовя эту роль для дебюта, брала уроки актер. мастерства у известного драм. актера В. Самойлова), Ратмир ("Руслан и Людмила", в этой партии критики сравнивали Л. с А. Петровой-Воробьевой), Княгиня ("Русалка" А. Даргомыжского), Арзаче, Ульрика, Азучена, Амнерис, Зибель, Фидес. Др. партии: Рогнеда ("Рогнеда"); Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Паж Урбан. Партнеры: Г. Кондратьев, Б. Корсов, П. Лодий, И. Мельников, А. Панаева-Карцева, Ю. Платонова, И. Прянишников. Пела п/у А. Аренского, Э. Направника.