Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - лекторский владислав александрович

Лекторский владислав александрович

(р. 23.08.1932) — спец. по теории познания и филос. науки: д-р филос. наук, проф. Род. в Москве. Окончил филос. ф-т МГУ (1955), асп. ИФ АН СССР (1959). С 1959 — в ИФ АН СССР (ныне РАН): с 1969 — зав. сектором теории познания, с 1992 — зав. Центром эпистемологии, с 1998 — зав. отделом эпистемологии и логики. С 1988 — гл. ред. ж. "ВФ". Член-корр. РАН, акад. Росс. академии образования.

В 1988—1998 предс. экспертного совета по филос. и социол. ВАК РФ. С 1988 — член совета Директоров Междунар. федерации филос. обществ. В 1993—1998 — вице-президент этой федерации. С 2000 член Междунар. ин-та филос. (Париж). С 1988 член руководства Междунар. об-ва по иссл. культуры и теории деятельности. Асессор Междунар. союза по логике, методол. и филос.

науки (1991—1995). С 1995 член Центра по филос. науки Ун-та Питтсбурга (США). Под ред. Л. изданы колл. монографии: "Философия. Методология. Наука". М., 1972; "Гносеология в системе философского мировоззрения". М., 1983; "Деятельность: теория, методология, проблемы". М., 1990; "Теория познания" в 4 томах (соред.). М., 1991—1993; "Исторические типы рациональности".

Т. 1, М., 1995; "Идеал, утопия и критическая рефлексия". М., 1996; "Рациональность на перепутье". Т.1. М., 2000. Л. — ред.-сост. кн. "Философия не кончается" (о развитии отеч. филос. в 20—80-е гг. XX столетия) в 2 т. М., 1999. В трудах Л. развивается концепция деятельностного и культурно-ист. анализа познания. В этой связи дается критика натуралистической интерпретации познания, вводится понятие "предмета-посредника" (в разл.

формах, вплоть до разнообразных знаково-символических систем) и обосновывается идея о специфически соц.-культурной опосредствованности как особенности познавательной деятельности (в отличие от простой информации). Л. развил идею о взаимосвязи сознания внешн. объекта и самосознания субъекта в разнообразных формах, начиная от "неявного знания" себя и кончая развернутыми формами рефлексии над собой и продуктами собственной деятельности (и на разных уровнях знания: перцепция, мышление, теор.

знание). В этой связи спец. анализу было подвергнуто понятие рефлексии, выделена субъективная рефлексия (относящаяся к сознанию индивидуального субъекта) и рефлексия объективная (относящаяся к объективированным формам знания) и показана взаимосвязь осмысления и преобразования объекта в ходе рефлексивной деятельности. Л. исследовал взаимосвязь обоснования и развития знания в процессе рефлексии над науч.

теориями. В его работах дан анализ той интерпретации рефлексии, к-рая сложилась в класс. западноевроп. филос. и к-рая во многом определяла специфику этой формы философствования в целом (рефлексия как полнота знания о субъекте, как "прозрачность" субъекта для самого себя и как эксплицирование всех предпосылок объективированных форм знания), показана ограниченность такого понимания и обоснована идея о взаимосвязи и взаимопереходах рефлективных и нерефлективных измерений познавательной деятельности, рассмотрена теория познания как особый вид рефлексии над знанием, сформулирована идея о включении эпистемологич.

образа науки в реальный познавательный процесс, проанализированы разные способы этого включения. В своих "мета-эпистемологич." иссл. Л. изучил разные подходы к разработке теории познания (психологизм, антипсихологизм, нормативизм, дескриптивизм, натурализм, социологизм) и развил социокультурную интерпретацию эпистемологии, опирающуюся на анализ истории науки, истории культуры и соц.

-культурно интерпретированной психол. Важную роль в концепции Л. играет идея о существовании двух типов субъектов: индивидуального и разных форм колл. субъектов, отношения между к-рыми могут меняться. Л. известен также как спец. по филос. психол. Он иссл. филос. предпосылки психол. теории деятельности, культурно-ист. теории Л.Выготского и генетической эпистемологии Пиаже и раскрыл их связь с общими эпистемологич.

проблемами. В посл. вр. Л. критически исследует нек-рые догматические стереотипы отеч. иссл. в обл. теории познания (теория отражения, понятие ощущения, восприятия, чувственного познания, сознания и самосознания, разделение субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений и др.). Он делает попытку пересмотреть ряд традиц. проблем и принципов класс.

эпистемологии (проблема "Я", "внутреннее" и "внешнее", субъективное переживание, сознание и деятельность, сознание и бессознательное и др.) в некласс. ключе, используя коммуникационный подход. Вместе с тем он выявляет связь совр. проблем эпистемологии с рядом актуальных проблем соц. филос., филос. культуры: гуманизм, толерантность, плюрализм, критицизм, рациональная дискуссия, судьбы рациональности в совр.

культуре, вера и знание, типы реальности и виды знания и др.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое лекторский владислав александрович
Значение слова лекторский владислав александрович
Что означает лекторский владислав александрович
Толкование слова лекторский владислав александрович
Определение термина лекторский владислав александрович
lektorskiy vladislav aleksandrovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):