Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - ленский дмитрий тимофеевич

Ленский дмитрий тимофеевич

(Воробьев) — известный водевилист, переводчик Беранже и артист, родился в 1805 г. в семье зажиточного московского купца Тимофея Степановича Воробьева. Предназначая своего сына для занятий по коммерческой части, он отдал его в 1813 г. в Московскую практическую академию коммерческих наук и затем в 1819 г., по окончании последней, определил на службу в контору одного английского банкира в Москве. Деятельно принявшись за исполнение своих обязанностей, молодой Воробьев, по слабости своего здоровья и по совету врачей, вынужден был переменить род занятий.

В это время дела отца пошатнулись, так что Д. Т. должен был искать себе заработка на стороне. Чувствуя еще с детства страсть к театральным подмосткам, он решил испробовать свои силы на этом поприще и 11-го апреля 1824 г. поступил на московскую сцену. Патриархальные взгляды отца и резко отрицательное его отношение к артистической деятельности и "ахтерам", заставили Д. Т. скрыться под псевдонимом Ленского. До самого начала 30-х годов, однако, он оставался неизвестным для московской публики, и только когда начал выступать в ролях героев французских водевилей, переделанных им же на русские нравы, она посмотрела на молодого артиста другими глазами. С первого же спектакля он сразу выдвинулся и с тех пор репутация умного и талантливого актера держалась за ним вплоть до самой смерти.

Хорошо зная французский язык и свободно владея русской речью, Ленский в продолжение с лишком тридцатилетней литературной деятельности перевел и переделал более семидесяти пьес, опер, водевилей и комедий. В 1835 г. он выпустил четыре тома своих произведений под заглавием: "Оперы и водевили. Перевод с французского Дмитрия Ленского" М. 1835—1836. Сюда вошло двадцать пьес, которые пользовались большим успехом у московской публики. С 1839 г. произведения Ленского начали появляться и на страницах журналов. Так в "Пантеоне" появился первый его труд: "Добрый гений", траг.-вод. в 3-х сутках (1840, № 12), затем: "Жена за столом, а муж под полом", вод. в 1 д., перев. с франц. яз. (в приложении на 1841 г., № 7); "Рад не рад, а делать нечего", вод. в 1 д. (прил. на 1850 г., № 7, т. ІV) и "Волчий рот, лисий хвост", ком.-вод. в 2-х д. (прил. на 1859 г., № 8, т. V). В журнале "Репертуар" Ленский поместил следующие свои труды: "Два купца и два отца", ком.-вод. в 1 д. (1839, № 7); "Влюбленный брат", драма-вод. в 1 д. (1839, № 8); "Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка", вод. в 5 д. (1840, № 1); "Харьковский жених, или Дом на две улицы", вод. в 2-х д. (1840, № 5); "В людях ангел — не жена, дома с мужем сатана", вод. в 3-х д. (1841, № 7); "Пажи Басанпьера", вод. в 1 д. (1841, № 8); "Две кормилицы", фарс-вод. в 1 д. (1841, № 8); "Барская спесь и Анютины глазки", вод. в 1 д. (1842, № 7); "Фортункин, или Муж с места, другой на место", вод. в 1 д. (1842, № 10) и "Вот так пилюли — что в рот, то спасибо", ком. в 3-х д. (1842, № 10). Кроме этого, за период времени с 1828—1857 гг. Ленский выпустил отдельным изданием следующее: "Еще суматоха, или На свете все превратно", ком.-вод. в 1 д., с франц, М., 1828; "Сват невпопад", ком.-вод. в 1 д., М., 1828; "Честный вор", ком.-вод. в 1 д., М., 1829; "Невинный в вине, или Судейский приговор", вод. в 1 д., М., 1829; "Воспитанник любви, или Как он переменился", комедия в 4-х д., М., 1830; "Дедушка-жених", вод. в 1 д., М., 1830; "Господин слуга, или При случае", вод. в 1 д., М., 1830; "Прекрасный принц, или Небылица в лицах", вод. в 1 д., М., 1830; "Крестная маменька", вод. в 1 д., М., 1831; "Стряпчий под столом", вод. в 2 д., М., 1834, изд. 2-ое и 3-е — 1838 и 1839; "Дамский доктор", вод. в 1 д., СПб., 1836; "Мальчишка, или Урок богатым невестам", ком. в 2-х д., в стихах, М., 1837; "Скряги в тисках", опера-вод. в 1 д., М., 1837; "Жених нарасхват", шутка-вод. в 1 д., М., 1837; "Хоть тресни, а женись", ком. в 1 д., из Мольера (La mariage forcé), М., 1837; "Маскарад в летнем клубе", вод. в 1 д., М., 1838; "Мечты", ком. в 3-х д., М., 1838; "Дамский тайный советник", ком. в 1 д., М., 1838; "Три невидимки", ком.-вод. в 2-х д., М., 1850; "Минеральные воды", вод. в 1 д., М., 1850; "Простушка и воспитанная", вод. в 1 д., М., 1855 и "Громобой", большая фантастическая опера в 4 д., слова Ленского, муз. А. Верстовского, М., 1857; 2-е изд. —1865; 3-е — Киев, 1873.

Однако это далеко не все произведения Ленского; по рассказам современников, всех его комедий, водевилей, опер и шуток насчитывалось не менее ста, но, к сожалению, многие из них затерялись либо среди журналов 30-х и 40-х годов, либо же совсем нигде в печати не появлялись. Вообще сам автор слишком безразлично относился к своим трудам, подчас очень остроумным и занимательным, и несмотря на то, что все они, за исключением оперы "Громобой", представляют собою перевод или переделку с французского, по отзыву критиков, они из-под пера Ленского выходили лучше оригинала и удерживали иногда только одно содержание. Таким образом передача русских нравов и вообще тех, по-видимому, мелочей, которые так характеризуют русского человека, целиком может быть вменено ему в заслугу. За очень небольшим исключением, труды Ленского имели полный успех, а некоторые из них обошли все столичные и провинциальные подмостки, производя всюду фурор, и не снимаются с репертуара до настоящего времени. К лучшим его трудам надо отнести оригинальную оперу "Громобой", затем "Барская спесь и Анютины глазки", "Лев Гурыч Синичкин", "Хороша и дурна" и т. д. и многие другие водевили, отдельные куплеты из которых сделались достоянием народных песенников. Строгая критика, правда, обвиняла Ленского в том, что при переделке французских водевилей на русские нравы, автор иногда жертвовал правдою, вводя в наш быт типы, на Руси не существующие и хотя такое обвинение было небезосновательно, Ленский заслуживает полного снисхождения, т. к. многие его труды не были закончены в полном смысле этого слова, а были приготовлены "к сроку", к бенефису того или другого товарища.

Не меньшим успехом пользовались и стихотворения Ленского, главным образом переводы из Беранже. На них обратил свое внимание даже А. С. Пушкин, поощрявший молодого человека продолжать свои опыты и пророча ему громкую известность. Всех стихотворений Ленского насчитывают до 20-ти и как лучшие по звучности стиха и близости к оригиналу надо отметить: "Мой старый фрак", "Ты и Вы", "Гадальщица", "Нищая" и др. Известны еще оригинальные поэтические произведения Д. Т. в виде шуток, эпиграмм, посланий и др. стихотворений, посвященных тому или другому лицу или событию. Многие из этих стихотворений были собраны И. Ф. Горбуновым и П. П. Каратыгиным и помещены в "Русской Старине" за 1880 г. в томе XXIX. Здесь же приложена и переписка Ленского с Каратыгиным, Леонидовым и др. товарищами.

Из всевозможных воспоминаний и заметок о Дмитрии Тимофеевиче можно заключить, что он считался лучшим товарищем, остроумным собеседником и вообще добрым человеком. К искусству он относился очень серьезно и вдумчиво, много трудился над созданием роли и вообще в этом смысле может быть поставлен в ряды лучших наших актеров. Особенно хорош он был в роли Фигаро, в которой его сравнивали с неподражаемым Сабуровым или Сосницким. В 1853 году Ленский гастролировал в СПб. и выступал здесь в роли Хлестакова, Разгулина ("Отец каких мало") и Камельского ("Жена каких много").

Как многие талантливые люди, Ленский отличался и странностями, напр., гордясь профессией артиста, он совершенно не признавал деятельности писателя. Необычайно остроумный и веселый, по временам он впадал в меланхолию, был груб и резок. Умер он 9 декабря 1860 г. в Москве, где и похоронен. Спустя 14 лет вышли в свет его произведения под заглавием: "Театр Д. Т. Ленского" (СПб. 1874), куда вошли, однако, не все его труды.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое ленский дмитрий тимофеевич
Значение слова ленский дмитрий тимофеевич
Что означает ленский дмитрий тимофеевич
Толкование слова ленский дмитрий тимофеевич
Определение термина ленский дмитрий тимофеевич
lenskiy dmitriy timofeevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):