Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - левицкий феодосий несторович

Левицкий феодосий несторович

— священник Свято-Никольской церкви в г. Балте, Подольской губернии; сын священника села Корытного той же губернии, родился 11-го января 1791 г., ум. 9 марта 1845 г. Образование Левицкий получил в Подольской семинарии, куда поступил на 12-м году от рождения. Во время прохождения семинарского курса в 1812 году исправлял должность письмоводителя в особой комиссии по случаю появления чумы в г. Балте. Председатель этой комиссии, князь А. Б. Куракин, обещал Левицкому свое покровительство, если он пожелает избрать себе гражданскую службу, но Левицкий, чувствуя особенное влечение к служению на духовном поприще, отклонил это предложение и по окончании курса семинарии в 1815 году был рукоположен в священники к Свято-Николаевской церкви в г. Балте. Юноша еще на семинарской скамье вел школьный дневник под заглавием "Живой опыт Провидения Божия о человеке", который обнимает время 1809—1815 гг. и показывает его глубокую веру в Бога. Уже в этом дневнике Левицкий высказывает свой высокий взгляд на сан священника, выражает твердое и непреклонное желание свое послужить Богу в этом именно священном сане и даже начертывает программу будущего своего пастырского служения и проект речи при посвящении его в священники. "Со времени же посвящения Левицкого в священный сан начинается, говорит один из его биографов, действительная жизнь его для Бога и для ближних, и с этого самого времени открывается торжество его веры и чистых помыслов". Но и на новом месте служения Левицкий продолжал вести свой дневник и довел его до 1819 года; в нем он говорит о первых шагах своих на поприще священнического служения, а также о семейных и хозяйственных делах. Настроенный религиозно-мистически, Левицкий был убежден, что промыслом Божиим он призван возвещать людям о наступающем страшном суде и имеющем скоро открыться царстве Христовом, и потому неустанно и с церковной кафедры, и в своих сочинениях, и даже в переписке с разными лицами говорил о скорой кончине мира и открывающихся знамениях ее; он же составлял в мистическом духе молитвы, духовные песни и даже произносил особые им сочиненные прошения на ектениях за литургией. В 1816 году умер отец Левицкого, а в 1818 году — мать и супруга его, и с этого времени он дал себе обет "всеми силами служить страждущему человечеству и неуклонно следовать крестным путем вслед Подвигоположника Иисуса". И действительно, жизнь о. Феодосия была такова, что "ею назидались не только христиане, но и евреи, которые часто обращались к нему в спорных делах и просили у него совета, в полной уверенности, что совет его будет продиктован истиною". "Побуждаемый особым чувством", Левицкий прислал в 1822 году в собственные руки императора Александра Павловича, в Святейший Синод и к князю А. Н. Голицыну, тогдашнему министру народного просвещения и духовных дел, одно из своих сочинений: "Голос Невесты Иисуса Христа о приблизившемся пришествии Его". По воле государя сочинения Левицкого были рассмотрены тремя членами Св. Синода и найдены достойными внимания, как содержащие в себе много высоких истин и пророческих взглядов на настоящее и будущее время, и он был вызван секретно по Высочайшему повелению в С.-Петербург. По прибытии в С.-Петербург Левицкий помещен был на Тверском подворье в доме Тверского архиепископа Ионы и 27 мая 1823 года был представлен императору Александру І-му в Зимнем дворце. По словам Левицкого, государь обошелся с ним весьма милостиво, дал ему право свободно и без всякого опасения представлять свои сочинения государю, высказал свое сочувствие выраженным в его сочинении мыслям и обещал сам споспешествовать его трудам. Но члены Св. Синода в деликатной форме отказались от содействия делу о. Феодосия. В С.-Петербурге Левицкий жил в совершенном уединении, занимаясь литературными трудами и почти ежедневно беседуя с князем Голицыным. Вместе с ним жил и помогал ему друг его, священник Подольской епархии Феодор Лисевич, вызванный с Высочайшего соизволения в октябре 1824 года. Все сочинения, которые писал в это время Левицкий, восходили к государю через посредство князя Голицына, при чтении которых государь "изволил заметить в многоплодности его идей, что истины высокие христианства он сжимал в ограниченный круг действия, ожидая развития его пророческих предчувствий в г. Балте, месте его жительства". В 1824-м году Левицким представлен был государю через князя Голицына трактат о недостатках образования в современных русских школах, особенно в духовных семинариях, из которых, по его мнению, должно быть изгнано все светское, мирское. В числе сочинений Левицкого есть "Слово к Государю Императору Александру І о воззвании разномыслящих родов христианских к православному Христову единомыслию и неверствующего останка рода человеческого к святой вере Христовой и о готовности вообще к предстоящему откровению вечного Божественного царствия Христова на земле". Близость кончины мира и откровения царства Божия на земле — основная мысль всех его сочинений, главный и единственный мотив его жизни. В одном из писем к Прибыльскому (от 16 сентября 1823 года) Левицкий пишет: "Человек Феодосий, к которому Вы писали, более не существует, а вместо сего ответствует Вам свидетель Иисус Христов Феодор и не из С.-Петербурга, а из пустыни провидения Божия. Сие же есть тайна и знамение строения приблизившегося Царствия Христова, которого и Вы терпением и любовию всякою святынею ищите не менее, как и прилежными молитвами, особливо теми, которые нам свыше благодать Его даровала и которые Вы от меня прежде получили, — ищите для себя и для всего мира". В другом письме к тому же лицу от 16 ноября того же 1823 года о. Феодосий пишет, что "он отрекся от мира сего и в нем более не существует, а ищет единого токмо Царствия Божия и правды его по заповедям Его и всех братий своих от всего рода человеческого к сему единому святому, небесному и вседорогому делу Божию призывает". В письме к князю Голицыну от 27 июня 1822 года он же пишет: "Божественный Дух Иисуса Христа истинного Господа и Бога Сына нашего, по обнародовании акта священного союза Благочестивейшим Монархом нашим с другими, вкупе Даниилово число трех — составившими и ознаменовавшими великими государями христианскими, в 14 день сентября 1815 года, во имя Господне заключенного, благим духом и благочестивыми устами Вашего Сиятельства в 1817 году совершил святое пророчество свое об открывающемся Божественном царствии Его, хотящем быти на земли, яко на набеси. Ныне начало действительного оправдания и исполнения сего священного о Господе пророчества вашего, живое Провидение его пред боголюбивую особу вашу представляет и всему миру предпоказывает. Уже, может быть, Ваше Сиятельство, известились или ныне узнаете о представленной в Св. Синод к рассмотрению книге "Глас Невесты Иисуса Христа о приблизившемся пришествии Его", между прочим названной. Испытав все содержание ее, Ваше Сиятельство увидите, что оная благодатию Божиею содержит в себе все то, что в докладе вашем Его Величеству государю императору тогда заключили Вы под тем словом: "что акт оного великих государей союза есть столь важное событие во времена наши, что все последствия оного не могли быть тогда обняты во всем пространстве, а еще, конечно, закрыты были в любвеобильном сердце Господа нашего Иисуса Христа и что, словом, оный совершен от Бога быть предуготовительным актом к тому Царствию Господа на земле, которое будет яко на небеси". И Левицкий верил, что Промыслом Божиим он призван на подвиг "приведения всех христиан к единомыслию, а неверных просвещения светом истинной веры". Он просил благословения на этот подвиг у Подольских преосвященных Иоанникия и Антония, но они в том ему отказали, за что, по его мнению, оба умерли от удара. В 1824 году 7-го ноября С.-Петербург постигло большое бедствие — неслыханное наводнение. О. Феодосий сказал по этому поводу в церкви Тверского подворья очень резкую проповедь, в которой назвал это наводнение действием гнева Божия, "поелику не видно было со стороны Правительства ни духовного, ни светского нималого движения к покаянию", за что и был обвинен в том, будто он был агентом масонской ложи и посягал на православие, и в ночь с 10-го на 11-е того же ноября по Высочайшему повелению сослан в Коневский монастырь. Только 8 ноября 1825 года о. Феодосий решился послать письмо князю Голицыну с просьбою или возвратить его в Подольскую епархию или разрешить ему отправиться в путешествие по Святой земле. Письмо это доложено было Голицыным государю, и в ноябре 1827 года последовало Высочайшее соизволение на возвращение Левицкого к прежнему месту служения. Прибыв с Коневца в С.-Петербург, о. Феодосий посетил князя Голицына, и это свидание их было последним. Князь Голицын принял о. Феодосия сухо, хотя и исходатайствовал ему у государя пособие на проезд в г. Балту и обещал ходатайствовать перед государем о возвращении отобранных у него бумаг. Обстоятельства, при коих совершилось возвращение о. Феодосия в г. Балту, подробно изложены в напечатанной автобиографии его ("Русская Старина", 1880 г., ноябрь, 671—682). О бумагах же его, вернее, "о черновых отпусках, представленных им бумаг и нескольких делах, касающихся Балтского прихода", на Всеподданнейшем докладе 21 декабря 1841 г. положена следующая Высочайшая резолюция: "препроводить все бумаги графу Протасову с тем, чтобы по рассмотрении возвратил Левицкому те, кои найдет возможным". Пока граф рассматривал эти бумаги и вел переписку с местными властями о Левицком, автор их умер 9 марта 1845 года. Бумаги священника Левицкого хранятся в рукописном отделе Архива Св. Синода и в 1911 году напечатаны. Еще по возвращении с Коневца в г. Балту Левицкий возымел намерение учредить в этом городе мужской монастырь, но когда мечте его не суждено было осуществиться, тогда он устроил на своем усадебном месте странноприимный дом и приют для бедных, которые оказались особенно благодетельными в памятные неурожаем и повальными болезнями 1834 и 1835 годы. Лишь в 1908 г. осуществилась мечта Левицкого о построениях в г. Балте Феодосиевского монастыря, куда были перенесены и останки его.

Священник Феодосий Левицкий и его сочинения, поднесенные Императору Александру Первому. Материалы к истории мистицизма в начале XIX века. Сообщил Л. К. Бродский, СПб., 1911 г. — Автобиография Левицкого ("Русская Старина", 1880 г., сентябрь и ноябрь). — Жмакин В., "Ересь есаула Котельникова" ("Христианское Чтение", 1882 г., ноябрь-декабрь, стр. 745—748). — "Странник", 1863 г., январь. — "Подольские Епархиальные Ведомости", 1863 г., №№ 18 и 21; 1865 г., №№ 6 и 17. — "Дополнительные сведения о жизни Феодосия Левицкого, записанные Иоанном Марникой", СПб., 1876 г. — Никодим, архимандрит, "Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков". Издание Афонского Русского Пантелеймонова монастыря. Март. Москва, 1907 г., стр. 90—94. — "Подолия" 1909 года, №№ 62 и 66.

А. Никольский.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое левицкий феодосий несторович
Значение слова левицкий феодосий несторович
Что означает левицкий феодосий несторович
Толкование слова левицкий феодосий несторович
Определение термина левицкий феодосий несторович
levickiy feodosiy nestorovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):