Большая биографическая энциклопедия - левик сергей юрьевич
Левик сергей юрьевич
(наст. имя и отчество Израиль Юлианович) [16(28).11.1883, Белая Церковь Киев. губ., ныне Киев. обл. — 5.9.1967, Ленинград] — арт. оперы (баритон) камерный певец, муз.-общ. деятель, муз. критик и переводчик. С 9 лет жил в Бердичеве. С 1907 обучался пению на киев. Высших оперных и драм. курсах М. Медведева. В 1908 впервые выступил в концерте совместно с итал. певцами. В 1909—12 солист петерб. Нар. дома (Товарищество оперных артистов под упр. М. Кирикова и М. Циммермана, позднее антр. Н. Фигнера, затем А. Аксарина; дебютировал в партии Демона — "Демон" А. Рубинштейна), в 1912—16 выступал в Т-ре муз. драмы (Петербург-Петроград). Гастролировал в Харькове (1910), Киеве, Минске, Москве, весной 1910 в составе антр. М. Медведева в Вильно, Крыму, на Сев. Кавказе, осенью 1910 — в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки), в 191 1 — в Воронеже (антр, А. Альтшуллера и Г. Шейна), В 1923 из-за болезни был вынужден уйти со сцены. Обладал гибким, сильным голосом широкого диапазона и красивого тембра, актер. темпераментом. В нач. сцен. деят-сти тяготел к раскрытию вокальной характеристики образа, позднее также и к психологической. "Новым, глубоко оригинальным творческим истолкованием ряда созданных им образов в операх самого различного стиля С. Ю. Левик смело ломал оперные штампы и утверждал... здоровые начала реализма, драматической действенности, философской осмысленности трактовки оперных партий, превращавшихся в его исполнении в подлинно драматические роли" (А. Оссовский). Репертуар певца включал 35 партий. С успехом выступал в характерно-драм. партиях.
1-й исп. партий: Асмодея ("Небеса пылают"), Клингзора ("Парсифаль", сцен. пост.). Лучшие партии: Демон ("Демон" А. Рубинштейна), Кочубей, Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Риголетто, Жермон, Тонио, Бекмессер. "Поразительно колоритно и остро, с тонко психологической проницательностью воплощенный им образ Бекмессера в "Мейстерзингерах" Вагнера может быть причислен к самым ценным достижениям русских оперных певцов" (А. Оссовский). Э. Старк писал о Л. в партии Тонио: "И вот что значит искусство музыкально-драматической фразировки... г. Левик, одаренный исключительной музыкальностью, виртуозно передающий все оттенки музыкальной речи, так спел "Пролог", что захватил весь зал" ("Петрогр. курьер". 1915. 17 янв.).
Др. партии: Борис Годунов, Рангони, Владимир Галицкий (эту партию подготовил за один день), Князь Игорь, Веденецкий гость, Елецкий, Томский, Онегин, Роберт ("Иоланта"), Мазепа ("Мазепа" П. Чайковского), Светлейший и Бес ("Черевички"), Виндекс, Иуда, Гарин; Валентин ("Фауст"), Амонасро, Граф ди Луна, Эскамилио, Барнаба, Зурга, Нелюско, Невер, Скарпиа, Сильвио, Шонар ("Богема"), Вольфрам, Тельрамунд. Партнеры: А. Белянин, М. Веселовская, А. Дидур, К. Исаченко, Л. Клементьев, В. Куза, М. Кузнецова-Бенуа, Л. Липковская, А. Мозжухин, Д. Смирнов, Л. Собинов, Н. Фигнер, Ф. Шаляпин. Пел п/у М. Бихтера, М. Голинкина, В. Зеленого, М. Мильнера, Н. Черепнина, В. Штока.
Выступал в камерных и симф. концертах. С успехом исп. романсы М. Мусоргского.
Талант певца высоко ценили Ф. Блуменфельд, А. Глазунов, В. Дранишников, И. Ершов, В. Каратыгин, В. Коломийцев, Э. Купер, И. Лапицкий, Н. Малько, А. Оссовский, Э. Старк.
В 1938—39 преподавал сцен. искусство в Ленингр. конс.
Занимался также литературной деят-стью. Автор переводов рассказов с франц. и нем. языков (в 1901—05 публиковались в газете "Киев. мысль"). С сер. 1910-х гг. работал в качестве переводчика стихотворных текстов вокальных произведений итал., франц. и нем. композиторов, 70 либретто опер (в т. ч. "Вильгельм Телль", "Сила судьбы". "Дон Карлос", "Сицилийская вечерня", "Бал-маскарад", "Трубадур", "Отелло" Д. Верди, "Кармен", "Турандот", "Девушка с Запада", "Иоанн Лейденский", "Жидовка", "Сказки Гофмана", "Галька", "Саломея", "Четыре деспота"), ораторий ("Времена года" И. Гадна, "Самсон" и "Иуда Маккавей" Г. Ф. Генделя) и оперетт, а также многочисленных романсов зарубеж. композиторов. Автор оперных либретто "Сирано де Бержерак" Б. Асафьева и "Рассвет" Д. Френкеля. С 1913 выступал с рецензиями в периодич. печати. В 1921—22 редактор журнала "Вестник театра и искусств". В 1929—39 работал в качестве корреспондента в СССР франц. муз. журнала "Le Ménestrel".
Вел активную общ. работу. В годы первой мировой войны был участником общ. организации Союз городов, позднее по поручению М. Урицкого выезжал в Копенгаген для улучшения дела помощи советским военнопленным и подготовки их реэвакуации в СССР. С 1917 член правления Союза сцен. деятелей, а также член правления зрелищных предприятий, с 1922 возглавлял Комиссию помощи безработным. Был одним из организаторов профессионального союза работников искусств (Рабис). До 1926 работал в Леноблрабисе, затем был избран в руководящие органы Ленингр. общества драм. и муз. писателей (Драмсоюз), к-рое возглавлял до 1930; позднее принимал участие в деят-сти Ленингр. отд. Союза композиторов СССР.
Неоднократно записывался на грампластинки (ок. 60 произв.) под псевд. "Юлианов" в Петербурге ("Лирофон", 1910; "Пате, 1911, 1913; "Орфеон", 1911; РАОГ, 1912; "Зонофон", 1912).