Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - лейбин валерий моисеевич

Лейбин валерий моисеевич

(р. 08.03.1942) — спец. в обл. истории филос., психол. и филос. антропологии; д-р филос. наук, проф. Род. в с. Хмелевка Зуев-ского р-на Кировской обл. Окончил филос. ф-т ЛГУ (1969), асп. ИФ АН СССР (1972). С 1974 — мл. н. с. ИНИОН, с 1977 — мл. н.с, ст. н.с, вед. н. с. ИСИ. Зав. кафедрой глобалистики, системологии и филос. антропологии филос. ф-та ун-та РАО, проф. кафедры теории и метапсихол. Ин-та психоанализа. Докт. дисс. — "Психоанализ и американский неофрейдизм (историко-философский анализ фрейдизма)" (1981). Соред. и соавт. колл. монографии "Моделирование процессов мирового развития и сотрудничества" (М., 1991). Сост. кн.: "Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль" (М., 1994), "З.Фрейд. Сон и сновидения" (М., 1997), автор ряда статей, включенных в "Словарь по этике" (М., 1977, 1981), "Философский словарь" (М., 1980), "Словарь по эстетике" (М., 1988), "Современная западная философия. Словарь" (М., 1991), "Психоанализ. Популярная энциклопедия" (М., 1998). Л. исследует проблемы человека и культуры, психоанализа личности и об-ва, глоб. моделирования и экол. этики, эволюции Римского клуба и социокультурных последствий компьютеризации мира. В его работах предлагается не-традиц. видение истории возникновения психоанализа. На основе иссл. взаимосвязей между филос. и психоанализом Л. приходит к выводу, что филос. идеи мыслителей прошлого оказали существенное влияние на формирование психоаналитического учения Фрейда о человеке и культуре, что в своем органическом единстве фрейдовские представления о психической реальности и бытии человека в мире образуют психоаналитическую филос., воздействующую на интеллектуальную мысль XX в. В контексте иссл. восприятия студентами психоаналитических идей Л. выявляет специфику росс. менталитета, проявляющуюся в формировании на бессознательном уровне установки на включение в шкалу жизненных ценностей соц. Эдипа, затрудняющего сознание индивидуально-личностных влечений в рамках семейного треугольника отец—ребенок—мать. Вопреки распространенному мнению о непристойности отцеубийства и инцеста, Л. показал, что эти две составляющие Эдипова комплекса являются действенными у студентов на уровне их сновидений и фантазий, а в ряде случаев — в их реальной жизни. Он выдвинул идею, согласно к-рой самоанализ, связанный с осознанием своего собственного отношения к Эдипову комплексу,— это одна из реальных возможностей прорыва через стереотипы соц. Эдипа к внутриличностному состоянию свободы, предполагающему открытость к самому себе, сопричастность с др. людьми и ответственность за свои помыслы, фантазии, деяния. В обл. глоб. моделирования и экол. этики Л. разработал типологию мировоз-зренч. ориентации в оценке будущего. Им развита идея, согласно к-рой самоподчинение моральному долгу и самоограничение в процессе развертывания человеч. деятельности есть важные императивы экол. этики, признание и усвоение к-рых является составной частью развития экологии духа и культуры. Переосмысливая принцип критического рационализма К.Поппера, Л. считает, что за основу иссл. человека, об-ва и культуры можно принять принцип критического иррационализма, в соответствии с к-рыми рациональная вера в разум (К.Поппер) дополняется иррациональной верой в добро, благо, создавая тем самым необходимые предпосылки для перехода от эпистемологии к этике.

Соч.: Классический психоанализ и неофрейдизм // Буржуазная философия XX века. М., 1974; Психоаналитическая трактовка личности и неофрейдистская концепция самости // ВФ. 1977. № 6; Психоанализ и философия неофрейдизма. М., 1977; Неофрейдистское видение самореализации сущностных сил человека // ФН. 1978. № 5; Психоаналитическая антропология // Буржуазная философская антропология XX века. М., 1986; Системные исследования и символическая концепция человека // Системные исследования. Ежегодник—1985. М., 1986; Уникальное бытие человека в контексте глобальной проблематики // Человек, наука, гуманизм. М., 1987; Из истории возникновения психоанализа // ВФ. 1988. № 4; Вера или разум // ВФ. 1988. № 8; Психоанализ и неопозитивизм // ФН. 1988. № 8; Психоаналитическая концепция человека // Концепция человека в современной западной философии. М., 1988; Психоаналитический портрет тирана // Мировая экономика и междунар. отношения. 1990. № 11; Репрессированный психоанализ: Фрейд, Троцкий, Сталин // Российский психоаналитический В. 1991. № 1; По ту сторону добра и зла // ФН. 1991. № 6; Глобалистика: история и современность. М., 1992; Психоанализ, Юнг, Россия // Российский психоаналитический В. 1992. № 2; Экология духа: от самоуничтожения к самоспасению // Общественные науки и современность. 1992. № 5; Русскость Фрейда. М., 1994; Я и Эдипов комплекс // Архетип. 1995. № 2; 1996. № 1; Фрейд и Достоевский // Психоаналитический В. 1996. № 5; Эдипов комплекс и российская менталъ-ность. М., 1997; Открытый мир: рационализация самообмана // На пути к открытому обществу. Идеи Карла Поппера и современная Россия. М., 1998.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое лейбин валерий моисеевич
Значение слова лейбин валерий моисеевич
Что означает лейбин валерий моисеевич
Толкование слова лейбин валерий моисеевич
Определение термина лейбин валерий моисеевич
leybin valeriy moiseevich это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):