Большая биографическая энциклопедия - либединский юрий николаевич
Либединский юрий николаевич
[1898—] — пролетарский писатель. Детство провел на Миасском заводе на Урале, где отец paботал врачом. Учился в Челябинском реальном училище. В автобиографической справке сообщает: "Рост мой до революции семнадцатого года шел под влиянием мистиков-символистов (Блок, Андрей Белый), однако я не переставал перечитывать классиков (гл. обр. Толстого и Тургенева). С семнадцатого года... я пережил краткое увлечение народничеством, более длительное й глубокое влияние оказал на меня анархо-синдикализм..., одновременно я пытался писать довольно скверные, направленческие стишки, отражавшие ломку мировоззрения". В 1920 Л. вступил в РКП(б). С конца 1922 начинает активно участвовать в пролетарском литературном движении. Один из основателей группы "Октябрь", основной сотрудник журн. "На посту". С 1923 по 1932 занимал ряд руководящих постов в ВАПП и РАПП, чл. ред. журн. "На литературном посту" со дня его основания. Основными художественными произведениями Л., если не считать его ранних стихотворений, напечатанных гл. обр. в некоторых челябинских изданиях в 1920—1921, являются повести "Неделя" [1922], "Завтра" [1923], "Комиссары" [1925], первая часть романа "Поворот" [1927], пьеса "Высоты" [1928] и роман "Рождение героя" [1930].
Повесть "Неделя" сразу выдвинула Л. в первые ряды пролетарской литературы. Повесть эта появилась в период кризиса пролетарской литературы, когда многие поэты "Кузницы", не поняв сущности нэпа, оказались во власти упадочных настроений и когда в литературе преобладали клеветнические изображения революции (Пильняк, Эренбург и др.), косвенно поощряемые влиятельной в то время оппортунистической критикой Троцкого, Воронского и др. Одним из толчков к "Неделе", — рассказывает Л., — было произведение Пильняка "При дверях". "Вот какой ты видишь революцию — мысленно говорил я Пильняку, — а она вот какая. Тебе уездный городишко в наши дни представляется кошмарным свинством, и ты это свинство принимаешь за революцию, а он — этот уездный городишко — овеян ветрами классовой борьбы, овеян всей мировой революцией, он сейчас насквозь героичен — вот они, эти герои современности". Этим героям-большевикам и посвящена "Неделя". Это было первое, приковавшее к себе внимание пролетарское худ. произведение, означавшее переход от абстрактно-революционной романтики периода военного коммунизма к конкретно-реалистическому отражению действительности, классовой борьбы пролетариата на новом более сложном этапе. "Неделя" ставит ряд проблем, которые потом начинает разрабатывать вся пролетарская литератуpa. В частности намечена идея проверки и переделки человеческого материала, являющаяся центральной идеей последующего произведения Л. — "Комиссары". В "Неделе" перед читателем проходит ряд образов, характеризующих разные прослойки авангарда пролетариата и разные социальные слои, начиная от крепкого рабочего-партийца, чекиста Горных, неустойчивого, с тяжелым грузом "накладных эмоциональных расходов", интеллигента Мартынова и кончая первым в советской литературе образом приспособленца Матусенко. Несмотря на незавершенность ряда этих образов, они выражают одну из основных творческих тенденций пролетарской литературы: стремление к конкретно реалистическому изображению человека как "совокупности общественных отношений". Основной образ, который встает перед читателем "Недели", — образ коммунистической партии: это она рубит дрова на субботнике, обеспечивает семенами крестьянские поля, защищает от кулацкого восстания город, управляет государством, воспитывает и перевоспитывает людей. Если на первых этапах развития пролетарской литературы пролетарские писатели в подходе к личности, в оценке ее часто применяли абстрактно-этические, морально-психологические критерии, то "Неделя" обнаруживает классовое качество — "ценность" и "смысл" отдельной личности, все ее конкретные качества поверяются под единственным углом зрения ее места и роли в классовой борьбе пролетариата за социализм. Соединение в "Неделе" драматического момента с сильной лирической тенденцией резко отличает Л. от других пролетарских писателей, напр. от Фадеева. Лиризм в "Неделе" чрезвычайно силен, он находит себе выражение в частности и в том, что целый ряд глав "Недели" написан ритмованной прозой.
Крупное значение "Недели" для развития пролетарской литературы отнюдь не должно закрывать глаза на ряд ее существенных недостатков. Если основной стилевой тенденцией "Недели" является тенденция реалистическая, представляющая собой шаг на пути овладения диалектически-материалистическим методом, то в противоречии с нею находится тенденция абстрактно-романтическая. Сам Л. признавался, что он "не справился с развертыванием человеческих характеров, люди больше похожи на романтические символы, на мысли, чем на типы". К недостаткам "Недели" следует наконец отнести и обилие элементов рационализма.
Эти недостатки сильно сказались во втором произведении Л. — повести "Завтра", отражающей настроения тех партийцев, у которых переход от военного коммунизма к нэпу, по словам Ленина, "вызвал жалобы, плач, уныние, негодование". Вместо стремления к диалектико-материалистическому отражению в художественных образах большевиков, которое мы видим в "Неделе", в "Завтра" мы сталкиваемся с рассудочными схемами, играющими и роль механической иллюстрации, суммы примеров для основной идеи произведения. Если "Неделя" стремилась дать целостное художественное обобщение действительности, то "Завтра" от этого чрезвычайно далеко: действительность предстает здесь разорванной, отсутствует цельный художественный образ. Все эти художественные неудачи определяются ложной соц.-политической установкой "Завтра". Разбирая ошибки этого произведения, сам Л. писал, что "уже в самой теме — описании конца нэпа еще до окончания восстановительного периода — есть основная ложь". В идее "Завтра" содержится перекличка с троцкистской теорией перманентной революции — с капитулянтской идеей о невозможности построения социализма в нашей стране без непосредственной государственной помощи международного пролетариата (а отсюда и то непонимание, извращение проблемы нэпа, которое выражено в "Завтра"). Эта ложная антиленинская идея не могла не определить и художественного срыва этого произведения, выразившегося в преобладании абстрактно-идеалистического романтизма, крайне характерного для основной идеи произведения.
Влияние символизма в "Завтра" сказывается с неизмеримо большей силой, чем в "Неделе". Особенно ощутимо влияние Андрея Белого.
Идейно-художественная линия Л. резко выпрямляется в его повести "Комиссары". В основе "Комиссаров" лежит правильное ленинское понимание сущности поворота, проделываемого партией с началом нэпа. Политическое значение "Комиссаров" в том, что Л. откликнулся на ряд коренных проблем нового этапа борьбы за социализм. В ряде статей и выступлений, относящихся к 1921—1922, Ленин неоднократно подчеркивал, что "гвоздь для всей работы — это в подборе людей и в проверке исполнения" (доклад на XI Партсъезде). Перед пролетарской литературой партия и рабочий класс выдвигали новую сложнейшую задачу: помочь партии своими средствами, орудием художественного образа, в этом трудном деле — в деле подбора людей. Она должна была помочь партии и своему классу в деле проверки и переделки конкретного человеческого материала, исторически оказавшегося в распоряжении рабочего класса Советской страны для разрешения задачи построения социалистического общества.
"Комиссары" были первым произведением, поставившим во главу угла эту проблему. Продолжая линию, начатую "Неделей", Л. дает здесь ряд ярких образов, представляющих различные социально-психологические тенденции внутри партии. Разработка этих образов носит более глубокий характер, чем в "Неделе". В "Комиссарах" Либединский уже гораздо более, чем в "Неделе", освобождается от абстрактно-романтических наслоений. Партийная чистка, изображаемая в повести, является только логическим завершением происходящего процесса очищения, консолидации и укрепления подлинного большевистского ядра. Наиболее полно те свойства, которые требуются от большевика, сконцентрированы в образах рабочих-партийцев Кононова и Лобичева: именно они к концу повести ходом вещей вполне закономерно оказываются политическими руководителями курсов. Недостатки "Комиссаров" — в чертах схематизма и рационализма. Герои показаны без каких-либо индивидуальных черт и поэтому слабо запоминаются. Политическая биография героев мало увязывается с их прошлым. В эпизодах нет общего ведущего начала — фабула романа не развертывается перед читателем, главы не являются органическими частями романа. Герои не показаны в действии, автор главным образом рассуждает об их жизни и пересказывает, но не изображает ее. Этим объясняется замедленный темп повести, не гармонирующий с образами революционеров-бойцов.
Основной проблемой следующего по времени произведения Л. — романа "Поворот" — является проблема поворота от военного коммунизма к нэпу и в связи с нею проблема взаимоотношений рабочего класса и крестьянства. Основной мотив "Поворота" — забота об учете конкретного своеобразия Советской страны. Об одном герое этого романа — старом большевике Завелеве — Либединский говорит, что понимание особенностей страны превратилось у него в постоянное ощущение — "ощущение крестьянства"; последнее однако настолько гипертрофируется, что толкает героя на антиленинскую позицию в вопросе о крестьянстве. В романе "Поворот" Л. поставил в художественных образах ряд проблем ленинизма. Перед читателем проходят образы людей самых разнообразных социально-психологических и политических формаций: представители генеральной линии партии, троцкисты (в опубликованной первой части романа изображается профсоюзная дискуссия), "рабочие-оппозиционеры", меньшевики, анархисты и прочие: Либединский убедительно показывает здесь, как политические убеждения того или иного персонажа связываются и с его социально-психологическими особенностями. В виду того, что к настоящему моменту опубликована только первая часть "Поворота", трудно сказать, какую меру конкретности и полноты получит идея произведения. Недостатки этого произведения, как и "Комиссаров", заключаются в статичности и замедленности повествования.
Основное устремление всего творческого пути Л. достаточно полное выражение получило в его драме "Высоты" [1929]. В "Высотах" Л. дал художественный образ высококвалифицированного специалиста-вредителя, мечтающего о термидоре, о наполеоновской карьере, упорно и твердо проводящего линию на перерождение пролетарской диктатуры — образ, отчасти предвосхитивший те образы, которые прошли перед нами на процессах промпартии и меньшевиков. Лазарь Миндлов, вредитель и термидорианец из "Высот", силен постольку, поскольку слаб его непосредственный начальник коммунист Айвазов. Здесь Либединский художественно разрабатывает проблему кадров, с особой остротой поставленную партией после шахтинского процесса. Айвазов, революционер стихийной складки, герой гражданской войны, оказывается именно в том положении, о грозной опасности которого предупреждал Владимир Ильич на XI Съезде партии: "Сумеют ли ответственные коммунисты РСФСР и РКП понять, что они не умеют управлять? что они воображают, что ведут, а на самом деле их ведут?" "Эта трудность, идущая от неумения, от некультурности, — говорил Ленин, — гораздо большая, чем предыдущие трудности, потому что она лежит в нас самих. Это не какой-нибудь внешний враг". Положение, создавшееся в Кожпромторге, руководимом Айвазовым, является художественной конкретизацией той мысли, которую высказывал Владимир Ильич на XI Съезде ВКП(б). "Вырывается машина из рук; как будто бы сидит человек, который ею правит, а машина едет не туда, куда ее направляют, а туда, куда направляет кто-то, не то нелегальное, не то беззаконное, не то бог знает откуда взятое, не то спекулянты, не то частнохозяйственные капиталисты, или те и другие — но машина едет не совсем так, а очень часто совсем не так, как воображает тот, кто сидит у руля этой машины".
Рост Либединского в "Высотах" сказывается и в том, что все личные моменты, и прежде всего "любовный треугольник", Айвазов — Тася — Миндлов, имеют социальный смысл и следовательно отнюдь не сбиваются на узкий ийдивидуалистический психологизм. Тася является выражением определенной части мелкобуржуазного интеллигентского попутничества, шедшего в годы гражданской войны вместе с пролетариатом ради сохранения и защиты завоеваний буржуазно-демократической революции, а в годы нэпа и особенно в период окончательного выкорчевывания корней капитализма идущего в лагерь классового врага. На отношениях Таси и Миндлова Айвазов убеждается в их классовой чуждости и враждебности того и другого, — так весь психологизм пьесы приобретает значение социального конфликта. Ряд интересных образов, острота ставящихся проблем, большевистская идейность пьесы — все это делает "Высоты" одним из значительных произведений современной пролетарской драматургии.
Став на путь наибольшего сопротивления в изображении классовой борьбы, Л. однако в следующем по времени произведении "Рождение героя" упускает из виду основную цель. Показ интимнейших переживаний отрывает писателя от классовой практики. В "Рождении героя" эти переживания являются самодовлеющими. Либединский допустил здесь ряд крупных ошибок, и извращений. Эти ошибки с методологической точки зрения идут по линии деборинщины и представляют собой идеалистическое извращение материалистической диалектики.
Идеалистические срывы проявляются и в самой структуре образов: Эйднунен представляет собой условную фигуру, воплощающую в себе, так сказать, идею формальной логики, односторонний рационалистический образ. То же можно сказать и о других образах, например Любы, воплощающей стихийно-инстинктивное начало. Сложная история окончательного преодоления в себе старым и активным партийцем Шороховым чуждых социально и враждебных политически идейно-психологических моментов сведена к образному развертыванию любви старика к молодой девушке и связана странным образом с потерей полового влечения. Старый большевик Шорохов живет и работает во власти каких-то смутных предчувствий, интуитивных прозрений. По непосредственным впечатлениям решает он вопросы политики партии в Туркестане. Только личный и притом подсознательный опыт руководит им в решении принципиальных вопросов (только себя считает он способным решить туркестанские затруднения). Категории схоластического, рассудочного, оторванного от практики познания действительности и не осознающей себя, примитивной животной "извечной" хищнически-эгоистической жизни социально никак в этом романе не обусловлены. Идейный ход романа состоит в борьбе Шорохова с формально-логическим внешним, поверхностно-рассудочным подходом к действительности, воплощенным в Эйднунене и в эйднуненщине. Так как в основе романа лежит проблема воспитания детей и борьба со всем, оставшимся в нашем быту от буржуазной семьи, то диалектика борьбы Шорохова с Эйднуненом дана гл. обр. в этом семейно-бытовом плане: эйднуненщина прикрывает подлинную буржуазную сущность той семьи, которую строит Люба, жена Шорохова, надевает на эту семью "революционную маску" и тем самым помогает калечить детей, воспитывающихся в душном плену буржуазной семьи. Эйднуненщина — это лакировка действительности, оппортунистическая аллилуйщина, в плане непосредственного общественного действия она проявляется в романе в образе "левака" Горлина, представляющем собою дополнение и развитие образа Эйднунена. Либединский стремится в "Рождении героя" вести борьбу с оппортунизмом, с лакировкой в одной из самых трудных и "непроницаемых" областей: в области семьи и быта.