Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - линева евгения эдуардовна

Линева евгения эдуардовна

(урожденная Паприц) — род. 28 декабря 1853 в Брест-Литовске; пению училась у матери (ученицы Глинки), затем недолго в СПб. консерватории (Росси) и в Вене у Маркези. Дебютировала Вене, в концерте Оле-Булля, затем пела в опере в Вене, в Венгрии, Лондоне, Москве (Большой театр, 1882—83), после чего посвятила себя изучению, собиранию и исполнению народных песен. Хором Л. стала дирижировать уже с 14 лет (в Екатерининском институте в Москве, где училась). Оставив сцену, Л. организовала в Москве любительский хор, 5 сезонов исполнявший народные песни. Позднее, в 1891, организовала большой хор в Америке (из эмигрантов), с которым с большим успехом выступала 3—4 года исполняя русские песни во многих городах С.-А. Штатов (Филармонические Концерты в Нью-Йорке, Выставка в Чикаго и др.). Вернувшись в Россию, Л. 1897 счастливо применила впервые фонограф для записывания народных песен, одиночных и хоровых, и с тех пор свои экскурсии с фонографом совершает ежегодно (глухие места Поволжья, Полтавская губ. и др.). Часть этих песен (великорус.) издана Академией наук ("Русские народные песни" 1904), другую часть (малорус.) готовит к изданию "Музык. комиссия" при московском Об-ве любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии, секретарем которой Л. состоит.

{Риман}



Линева, Евгения Эдуардовна

(по мужу; урожд. фон Паприц) [28.12.1853 (9.1.1854), Брест-Литовск, ныне Брест — 24.1.1919, Москва] — арт. оперы (контральто), камерная певица, хоровой дирижер, фольклористка, муз.-общ. деятель. Род. в семье директора кадетского корпуса. Музыке обучалась сначала под рук. матери — А. К. Паприц (ученицы М. Глинки). В нач. 1860-х гг. жила с родителями в Москве, где получила общее и муз. образование в Екатериненском ин-те. Здесь пробовала свои силы в качестве регента институтского хора. По окончании ин-та в 1874 поступила в Петерб. конс. (кл. пения Дж. Росси), в том же году уехала в Вену, где совершенствовалась в пении у М. Маркези. Во время Всемирной выставки в Вене впервые выступила на конц. эстраде, затем успешно гастролировала в качестве оперной и камерной певицы в Будапеште, Париже и Лондоне. Вернувшись в сер. 1870-х гг. в Россию, принимала участие в моск. симф. концертах п/у Н. Рубинштейна, в к-рых исп. арии из "Stabat mater" Дж. Перголези, романсы М. Балакирева, О. Дютша. В 1875 и 1880 гастролировала с концертами в Саратове, где исп. арии из опер рус. композиторов и романсы П. Чайковского, Дж. Мейербера, И. Дессауэра. В 1882—83 солистка моск. Большого т-ра, на сцене к-рого выступала в партиях Вани ("Жизнь за царя" М. Глинки), Ратмира ("Руслан и Людмила"), Зибеля.

С 1870 участвовала в революционном движении, в 1882—84 входила в состав моск. студенческого нелегального "Общества переводчиков и издателей" и принимала участие в издании на рус. яз. произв. К. Маркса и Ф. Энгельса. В конце 1880-х гг. вышла замуж за инженера А. Линева, участника революционного движения. Находясь в Лондоне в 1884, вела переписку с Энгельсом. Вскоре вернувшись в Россию, записывала в рус. и укр. селах крестьянские песни. Организовала хор и в течение неек. лет выступала с ним перед рабочими и студентами. В 1890—96 находилась с мужем в эмиграции. Живя в Лондоне, создала хор рус. студентов — политических эмигрантов и англичан, владевших рус. языком, к-рый исп. под ее упр. рус. классическую и нар. музыку. В 1892 создала рус. нар. хор в США, первый концерт к-рого состоялся в Нью-Йорке (хоры из опер М. Мусоргского, П. Чайковского, вокальные сочинения Д. Бортнянского, рус. и укр. нар. песни). С этим хором гастролировала в Бостоне, Филадельфии и Чикаго. С 1896 жила в России. Принимала участие в работах этнографич. отд. Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (с 1902 секретарь моск. Муз.-этнографич. комиссии). В 1897—1910 совершила ряд фольклорных экспедиций (районы центр. России, Украина, Кавказ). В 1913 записала в Австро-Венгрии ок. 120 хорватских и словенских песен. С 1897 Л. впервые применила фонограф для записи нар. песен (540 рус. и 120 укр. хоровых песен), была пионером нотной расшифровки звукозаписей. Ее работы привлекли внимание рус. науч. общественности, в т. ч. В. Стасова.

В 1904 совместно с В. А. Булычевым организовала хор Пречистенских курсов для рабочих. В 1906 была одним из организаторов Моск. нар. конс., где преподавала до конца своей жизни. Была инициатором открытия в 1916 "Курсов пения рус. песен". Среди ее учениц — О. В. Ковалева.

Фонографические записи Л. — фонограмархив Ин-та рус. лит-ры АН СССР (Ленинград).

Соч.: Великорусские песни в народной гармонизации: Записаны Евгений Линевой. — СПб., 1904. Вып. 1; Вып. 2. — 1909; Начальные основы музыки. (Лекции для первого курса хорового класса Народной консерватории). — М., 1909; Всеобщая перепись народных песен в России. — М., 1914.

Лит.: Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями. — 2-е изд.— М., 1951: Канн-Новикова Е. Собирательница русских народных песен Евгения Линева Ред. и предисл. Е. В. Гиппиуса. — М., 1952; Аксюк С. Евгения Линева /7 Сов. музыка. 1954. № 12. С. 45—49; Песни старой деревни: Из писем Е. Линевой // Там же. 1955. № 3. С. 78— 81; Волков-Ланнит Л. Ф. Искусство запечатленного звука. Очерки по истории граммофона. — М., 1964. С. 20—21; Зелов Н. Соратница революционеров // Сов. музыка. 1970. № 11. С. 152—153; Во имя народа // В мире музыки. Ежегодник. 1979. — М., 1978; Шевлягина В. Ф. Московская народная консерватория и ее роль в музыкальном просвещении народных масс России (Диссертация, машинопись. 1975) — в ГБЛ.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое линева евгения эдуардовна
Значение слова линева евгения эдуардовна
Что означает линева евгения эдуардовна
Толкование слова линева евгения эдуардовна
Определение термина линева евгения эдуардовна
lineva evgeniya eduardovna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):