Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - липковская лидия яковлевна

Липковская лидия яковлевна

(по мужу Маршнер) [28.4(10.5).1884, с. Бабино Хотинского у. Бессарабской губ., ныне Черновицкой обл. — 22.3.1958, Бейрут] — арт. оперы (колор. сопрано), драмы, оперетты, камерная певица и педагог. Племянница укр. актрисы М. Заньковецкой. Род. в семье сельского учителя. Образование получила в Каменец-Подольской гимназии, где пела в церковном хоре и с 14 лет участвовала в концертах. С 1903 обучалась пению в Петерб. конс. (кл. Н. Ирецкой; сцен. мастерство проходила под рук. арт. и режиссера Александрийского т-ра А. Петровского). В 1907 и 1909 совершенствовалась в вокальном мастерстве в Милане под рук. дирижера т-ра "Ла Скала" В. Ванцо. Первые оперные партии проходила под наблюдением О. Пале-чека. На оперной сцене впервые выступила в 1904 в партии Джильды (Петерб. рус.-итал. частная опера, антр. А. Угетти; партнер Н. Фигнер). По предложению Н. Римского-Корсакова, оценившего талант молодой певицы, выступила в партии Снегурочки на сцене частной оперы. В 1906— 09, 1911 — 13, дек. 1916 — янв. 1917 солистка петерб. Мариинского т-ра (дебютировала в партии Джильды). В 1908 и 1929 гастролировала на сцене моск. Большого т-ра, в 1909 пела в петерб. Нар. доме. В 1913 и 1916 — в моск. Опере С. Зимина, в 1912 — в Москве, Киеве, Одессе, Кишиневе, Баку. В 1914—15 солистка петрогр. Т-ра муз. драмы, в 1915 — петрогр. Нар. дома, в мае 1916 и янв. 1917 пела в Киеве. С 1919 жила за границей. С 1909 успешно гастролировала за границей — в Милане (т-р "Ла Скала", на сцене к-рого пела в операх "Травиата", "Лакме", "Пуритане"), Париже (1909, по приглашению С. Дягилева вместе с Ф. Шаляпиным принимала участие в "Рус. сезоне" в опере "Псковитянка"), Лондоне (т-р "Ковент-Гарден", участвовала в лондон. премьере оперы "Секрет Сюзанны" Э. Вольф-Феррари, 1909), США (1909 и 1910, вместе с Г. Баклановым, в т. ч. в Чикаго, Бостоне, Нью-Йорке; в т-ре "Метрополитен-опера" в ансамбле с Э. Карузо и А. Бончи в "Риголетто", "Травиате" и "Манон"), в мае 1910 и 1911 пела в париж. т-ре "Опера комик", в 1910 — в Римской опере, затем в милан. т-ре "Ла Скала" (специально для Л. была поставлена "Сомнамбула"; здесь же в дек. 1914 выступила в девяти спектаклях п/у Тосканини), в 1911 — в париж. Т-ре С. Бернар (в операх "Царская невеста" и "Майская ночь"),.в окт. того же года — в Вене и Лондоне, в 1912 — в Будапешт. "Нар опере", мае — июне 1913 и мае 1914 — в париж. т-ре "Гранд-Опера" (вместе с Г. Баклановым в "Риголетто" и "Гамлете"), летом 1913 — в Вене, Гамбурге, Монте-Карло (здесь же 1 7 марта 1914 выступила в партии Элемы в премьере оперы "Валенсианские мавpы" А. Понкьелли; участвовала также в торжествах, посвященных Ж.-Ф. Рамо, и выступала в его опере-балете "Празднество Гебы, или Лирические таланты" и др.), в 1914 — в городах Южн. Америки. В 1924—27 ездила с гастролями в Европу (Париж, Лондон, Берлин, Рим, Прага, Варшава, Вена, Будапешт, Стокгольм), Китай, Японию, Сингапур, Индию, Австралию, Южн. Америку, Новую Зеландию. В 1924—27 солистка Бухарест. оперы. В 1927—29 с большим успехом выступала на оперных сценах и в конц. залах в городах СССР (Ленинград, Москва, Киев. Харьков. Днепропетровск, Ростов-н/Д, Одесса, Баку, Тбилиси). В этих концертах принимали участие франц. пианист Ив Нат и композитор Д. Шостакович. В 1933—36 выступала в Париже, Берлине, Бухаресте. Последнее выступление арт. состоялось в 1936 в Кишинев. т-ре "Экспресс". Обладала необычайным по красоте голосом "серебристого" теплого тембра и широкого диапазона (три октавы, свободно брала фа 3-й октавы), легко исп. виртуозные пассажи. Ее голос сравнивали с флейтой и скрипкой. Зарубеж. критики, называя арт. "северной звездой", ставили ее в ряд выдающихся певиц — М. Ван Зандт, А. Патти, М. Малибран, А. Галли-Курчи. Отмечался также драм. талант певицы: "Она — законченная трагедийная актриса. Патетическая игра, сильная выразительность и скульптурно гармоническая жестикуляция делают Лидию Липковскую одной из самых выдающихся артистических фигур эпохи" ("Rampa" (Бухарест). 1924. 5 decembrie].

1-я исп. партий: в Петрограде — Рахили ("Мадемуазель Фифи"), Сюзанны ("Секрет Сюзанны"); в Мариинском т-ре — Лейлы ("Искатели жемчуга"). Лучшие партии: Марфа ("Царская невеста"), Снегурочка, Татьяна, Амур ("Орфей и Эвридика"), Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Лючия ди Ламмермур, Виолетта, Джильда, Лакме, Лейла, Манон. Др. партии: Ольга Токмакова; Церлина ("Дон Жуан"), Маргарита ("Фауст"), Валентина, Микаэла, Офелия, Недда, Олимпия. (Партии зарубеж. репертуара исп. на яз. оригинала),. Партнеры: Г. Бакланов, Н. Большаков, А. Бончи, М. Кормак, Дж. Мартинелли, А. Мозжухин, Е. Петренко, Т. Руффо, Л. Собинов, Д. Смирнов, М. Фигнер, Н. Фигнер, Ф. Шаляпин. Пела п/у М. Бихтера, М. Голинкина, А. Коутса, Э. Крушевского, Э. Направника, А. Тосканини, Н. Черепнина.

Выступала также в опереттах (в т. ч. в "Веселой вдове" Ф. Легара вместе с А. Вяльцевой и A. Давыдовым и др.), в драм. спектаклях (в 1912— на сцене Александрийского т-ра в роли Псиши в одноименной пьесе Ю. Беляева).

Постоянно выступала на концерах (в т. ч. благотворительных) до 1941. В 1951 дала концерт в Париже. Концертный репертуар наряду с оперными ариями включал франц. и испан. песни, исполнявшиеся певицей с особым эффектом. В 1912 в одном из концертов выступила в ансамбле с известным скрипачом Л. Ауэром.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое липковская лидия яковлевна
Значение слова липковская лидия яковлевна
Что означает липковская лидия яковлевна
Толкование слова липковская лидия яковлевна
Определение термина липковская лидия яковлевна
lipkovskaya lidiya yakovlevna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):