Большая биографическая энциклопедия - литвин фелия (фекла фанни) васильевна
Литвин фелия (фекла фанни) васильевна
(Litvinne; Литвин — сцен. псевд.; наст. имя и фам. Франсуаза-Жанна Шютц; по мужу Литвинова) [31. 8 (12.9). 1861 (в нек-рых источ. 1863), Петербург — 12.10.1936, Париж] — арт. оперы (лирико-драм. сопрано), камерная певица и педагог. Музыке и пению обучалась у лучших педагогов Италии. С 15 лет жила в Париже, где по совету певца Ж. Буи в течение трех лет брала уроки пения у Барт-Бандералли, затем у П.
Виардо (нач. 1880-х гг.). В 16 лет впервые выступила в париж. зале "Плейель", где исп. арию Леоноры ("Трубадур"). В 1884 дебютировала в партии Амелии Гримальди на сцене париж. Итал. т-ра (эту роль готовила под рук. В. Мореля, а также пользовалась советами братьев Э. и Я. де Решке). Позднее пела в Бордо, Женеве (здесь по приглашению Ж. Массне исп. партию Саломеи в его опере "Иродиада"), Барселоне (где за три дня подготовила под рук.
И. Альбениса партию Донны Анны — "Дон Жуан"), Нью-Йорке (т-р "Метрополитен-опера"). В сезоне 1886/87 выступала в Брюссельском т-ре "Ла Монне" (в партиях лирич., колор. и драм. сопрано, а также впервые исп. партию Брунгильды — "Валькирия"). В 1888 пела в Риме (т-р "Констанци") и Венеции (т-р "Ла Фениче"). В следующем сезоне выступала на сцене париж.
т-ра "Гранд-Опера" (по желанию Ш. Гуно исп. партию Маргариты — "Фауст"). Затем была приглашена в Неаполь (т-р "Сан-Карло") и Милан (1890, т-р "Ла Скала", на сцене к-рого пела с М. Баттистини и Э. Кальве). В октябре того же года дебютировала в партии Валентины в моск. Большом т-ре. Особенным мастерством отличался созданный ею на сцене этого т-ра трагедийный образ Юдифи ("Юдифь" А.
Серова; по свидетельству современников, она затмила предыдущих исп. роли — В. Бианки, М. Коровину, М. Юневич). С сент. 1891 до февр. 1892 пела в петерб. Мариинском т-ре, где выступала в зарубеж. репертуаре, а также в партиях Наташи ("Русалка" А. Даргомыжского) и Юдифи. В том же году гастролировала в Москве в составе итал. труппы вместе с А. Мазини, А.
Котоньи, затем получила приглашение в одесскую Итал. оперу. В 1892 пела в Мадриде, в 1895 — в Марселе ("Аида", "Фауст", "Гугеноты", "Африканка", "Лоэнгрин"), позднее — в Милане (т-р "Ла Скала"; в операх К. Сен-Санса "Генрих VIII" и "Самсон и Далила" в присутствии автора), Монте-Карло (на ее выступлении была известная певица А. Патти). В 1897 после успешных гастролей в "Метрополитен-опера" совершила турне по городам США.
В 1898 в составе нем. оперной труппы выступила в Петербурге перед рус. зрителями в операх Р. Вагнера, впервые исполненных в России. В 1899—1904 и 1912 ежегодно гастролировала в петерб. Мариинском т-ре, где пела в операх Р. Вагнера и в "Фаусте". В 1903 получила звание "Солистка Его Имп. Величества". В 1907 принимала участие в первом "Рус. сезоне" С.
Дягилева в Париже, где выступила в роли Ярославны ("Князь Игорь", в конц. исп. вместе с Ф. Шаляпиным). В 1908 совершила гастрольную поездку по России (Москва, Киев. Харьков. Одесса). Среди др. многочисленных гастролей певицы следует отметить выступления в Париже, Южн. Америке (Буэнос-Айрес, Сант-Яго, Монтевидео, Рио-де-Жанейро), Лондоне ("Дон Жуан", вместе с Э.
Карузо), Милане (т-р "Ла Скала", "Гибель богов" п/у А. Тосканини), Монте-Карло (1909), Австрии, Румынии. В 1915 состоялось последнее выступление певицы на оперной сцене (Монте-Карло, "Аида", вместе с Э. Карузо). В 1917 однажды выступила на сцене париж. т-ра "Гранд-Опера" в поставленной ею опере "Юдифь" А. де Полиньяк. Обладала феноменальным по силе и широте диапазона голосом (две с половиной октавы с контральтовым регистром, от нижнего соль до верхнего ре), первоклассной муз.
памятью, позволявшей ей учить партии в короткие сроки (за три дня подготовила партию Донны Анны в "Дон Жуане"), легко преодолевала тесситурные и технические трудности. Голос ("героическое сопрано") отличался драм. выразительностью, исп. — чувством стиля. Являлась представительницей франц. школы сцен. искусства. Репертуар включал св.
40 партий — лирико-драм. сопрано, меццо-сопрановые (Кармен) и контральтовые (Далила). Исполнительской манере Л. была присуща сдержанность; в какой-то мере она была продиктована внешними данными певицы (высокий рост, массивная фигура). Образ создавался ею прежде всего вокальными средствами. Вместе с тем сцен. поведение арт., как писал муз.
критик, отличалось "изяществом, гибкостью и пластичностью". Считалась одной из лучших интерпретаторов партий в операх Вагнера, участвовала в вагнеровских сезонах в Байрейте. .