Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - литвиненко-вольгемут мария ивановна

Литвиненко-вольгемут мария ивановна

(урожд. Литвиненко; по мужу Вольгемут) [1(13).2.1892, Киев — 3.4.1966, там же] — арт. оперы (лирико-драм. сопрано), Камерная певица, педагог и муз.-общ. деятель. Нар. арт. СССР (1936). Род. в семье рабочего завода "Арсенал". С семи лет пела в церковном хоре, где овладела нотной грамотой и первоначальными основами певческого искусства. В 1901—06 училась в приходском уч-ще при заводе "Арсенал". С 14 лет участвовала в спектаклях укр. любительского муз.-драм. кружка (исп. партии Наталки — "Наталка Полтавка", Оксаны — "Запорожец за Дунаем", драм. роль Гали — "Назар Стодоля" Т. Шевченко и др.). В 1908—12 по совету М. Бочарова обучалась пению в Киев. муз. уч-ще (кл. М. Алексеевой-Юневич). Актер. мастерству училась у М. Заньковецкой. В 1912—14 солистка Первого Муз.-драм. укр. т-ра Н. Садовского (Киев), в 1914—16 — петрогр. Т-ра муз. драмы (дебютировала в партии Купавы, исп. к-рой высоко оценил Ф. Шаляпин), в ноябре 1916 — февр. 1917 и в 1922—23 пела в Киев. опере (антр. М. Багрова). В 1917 вместе с режиссером Л. Курбасом и худож. А. Петрицким организовала недолго просуществовавший т-р "Гос. украинская муз. драма". В 1920 (в нек-рых источ. 1919) — 22 выступала в Виннице в составе организованной ею труппы "Первого трудового кооператива укр. артистов". В 1923—25 пела в Харьков. рус. опере, в 1925—35 солистка Харьков. Укр. гос. т-ра оперы и балета, с 1926 одновременно выступала в спектаклях Укр. нар. т-ра, с 1928 — Первого передвижного гос. рабочего оперного т-ра (ГРОТ) в Полтаве, Кривом Роге, Днепропетровске, Сумах, Запорожье, Николаеве, Кременчуге, Харькове. В 1935—53 солистка Киев. гос. акад. т-ра оперы и балета им. Т. Г. Шевченко. В 1940 гастролировала во Львове. С 1941 находилась с т-ром в Уфе, Иркутске. Обладала мощным, ровным во всех регистрах голосом мягкого тембра и широкого диапазона (две с половиной октавы), отточенной вокальной техникой. Исп. отличалось муз. выразительностью и глубиной раскрытия образа. Репертуар включал ок. 80 партий. Считалась одной из лучших исп. вагнеровского репертуара.

1-я исп. партий: Одарки ("Купало"), Ганны ("Наймичка"), Жеребенчиха ("Честь"), Варвары ("Богдан Хмельницкий", ее последняя партия), Наташи ("Вибух"); в Харькове — Ярославны ("Яблуневий полон"), Мирославы ("Золотой обруч"), Ядвиги ("Кармелкж"); в Киеве — Старухи ("Сказка о рыбаке и рыбке"). Лучшие партии: Одарка, Оксана ("Запорожец за Дунаем"), Наталка, Терпелиха, Панночка ("Утопленница"; в этой партии певицу слушал Н. Лысенко), Настя ("Тарас Бульба" H. Лысенко, ред. Л. Ревуцкого. Гос. премия СССР, 1946), Варвара ("Богдан Хмельницкий"), Ганна ("Наймичка"), Надежда ("Аскольдова могила"), Ярославна ("Князь Игорь"), Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Донна Анна ("Каменный гость"); Купава, Татьяна, Кума Настасья, Мария ("Мазепа"), Лиза ("Пиковая дама"), Оксана ("Черевички"); Маргарита ("Фауст"), Марта ("Долина"), Джульетта ("Сказки Гофмана"), Аида, Тоска, Турандот, Сантуцца, Недда, Валентина, Микаэла, Галька, Ортруда, Венера, Кундри, Эльза ("Лоэнгрин"), Елизавета ("Тангейзер"); Аксинья ("В бурю"). Пapтнеpы: М. Гришко, М. Донец, Ю. Кипоренко-Даманский, А. Мосин, А. Нежданова, И. Паторжинский, Л. Собинов. Пела п/у М. Бихгера, А. Маргуляна, А. Павлова-Арбенина, А. Пазовского, И. Палицына, К. Симеонова, С. Столермана, В. Тольбы, Г. Фительберга.

С 1917 активно участвовала в концертах агитбригады по обслуживанию войск Красной Армии на фронтах гражданской войны, в мирные годы выступала на заводах, фабриках, в клубах, где вела большую работу по популяризации укр. оперного искусства. В годы Великой Отечественной войны пела перед воинами и ранеными в госпиталях, выезжала на Юго-Западный фронт, в 1945— в Югославию. Гастролировала (вместе с И. Паторжинским) во многих городах Украины, Урала, Сибири, Кавказа, Крыма и за рубежом: Франкфурт-на-Майне (Международная муз. выставка), Берлин, Мюнхен, Гамбург, Лейпциг. Камерный репертуар включал произв. Н. Лысенко, Я. Степокого, К. Стеценко, М. Глинки, А. Даргомыжского, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, С. Танеева, С. Рахманинова, Ц. Кюи, Ф. Шуберта, И. Брамса, Ф. Шопена, Э. Грига. Для певицы писали произв. Л. Ревуцкий, Б. Лятошинский, Г. Майборода, Ю. Мейтус, О. Тактакишвили, Б. Мокроусов и др.

В 1920 — 22 преподавала в Винниц. нар. конс., в 1930-х гг. занималась с молодыми певцами в Харькове и Киеве, в 1944—64 преподавала в Киев. коне (с 1946 проф.). Среди учеников —

B. Гуров, Н. Квасница, Н. Настека, А. Шестакова.

Л.-В. была членом жюри конкурсов вокалистов (с 1947).

Награждена орденом Ленина (1946), тремя орденами Трудового Красного Знамени (1936, 1948, 1951).

Записывалась на грампластинки; нек-рые архив. записи Л. — в Г'ЦММК.

Киев. киностудия им. А. Довженко экранизировала оперу "Запорожец за Дунаем" с участием певицы. В 1936 Л.-В. озвучивала партию Наталки в экранизации оперы "Наталка Полтавка".

Соч.: Моя жизнь /7 Веч. Москва. 1936. № 224. C. 3; Зустріч з композитором /7 Радянська музика (Київ). 1937. № 4. С. 21—22; Воспоминания певца // Сов. искусство. 1939. № 5; Певцы Украины // Там же. 1945. № 49; Воспоминания артистки // Сов. Украина (Киев). 1953. № К). С. 99— 119; О воспитании певцов в консерватории // Муз. кадры (Л.). 1954. № 4; Н. А. Обухова // Надежда Андреевна Обухова: Воспоминания. Статьи. Материалы. — М., 1970. С. 131 —132; Звучи, наша пісне // Михайло Донець; Спогади. Листи. Матеріали. — Київ, 1983. С. 60—61; Воспоминания M. И. Литвиненко-Вольгемут (рук.) — Фонды Полтавского гос. музея И. П. Котляревского, инв. № 218; архив. документы певицы — в ГМТМК УССР, инв. № 8432, 8536.

Лит.: Савинов Б. М. I. Литвиненко-Вольгемут — народная артистка СРСР. Київ, 1946; Гайдай З. Народная артистка М. И. Литвиненко-Вольгемут // Сов. искусство. 1946. № 4, С. 4; Гозенпуд А. Мастера украинской оперной сцены // Сов. музыка. 1951. № 6. С. 20—21; Поляков А. И. М. I. Литвиненко-Вольгемут.— Київ. 1956; Стебун И. М. I. Литвиненко-Вольгемут. — Київ, 1958; Стефанович М. Київський театр опери та балету. — Київ, 1960; Исаченко И. Мария Ивановна Литвиненко-Вольгемут. Народная артистка СССР. — Киев. 1960; М. И. Литвиненко-Вольгемут. (Некролог) // Сов. музыка. 1966. № 6. С. 160; Михайлова Т. Мария Ивановна Литвиненко-Вольгемут // Вопросы вокальной педагогики. — М., 1967. С. 146—150; Гужова В. Марія Іванівна Литвиненко-Вольгемут // Гужова В. М. Спогади. — Київ, 1971, С. 68—71; Карышева Т. Мария Ивановна Литвиненко-Вольгемут // Книга о музыке: Рассказы для школьников / Сост. О. Очаковская. — М., 1971. С. 186—188; Гришко М. Зірка Українскоі опери // Музика (Київ) 1972. № 1. С. 24; Швачко T. Марія Литвиненко-Вольгемут. Київ, 1972; Ее же. Литвиненко-Вольгемут и русская музыкальная культура /./ Радуга. 1979. № 1. С. 157—161; Ее же. Мария Литвиненко-Вольгемут. — Киев. 1986; Борищенко В. Жизнь, отданная сцене. (К 90-летию со дня рождения М. И. Литвиненко-Вольгемут) // Красное знамя (Харьков). 1982. 13 февр.; Козак С. Чарівний голос // Радяньска Україна (Київ). 1982. 13 лютого; Туркевич В. Народная артистка // Правда Украины (Киев). 1982. 12 февр.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое литвиненко-вольгемут мария ивановна
Значение слова литвиненко-вольгемут мария ивановна
Что означает литвиненко-вольгемут мария ивановна
Толкование слова литвиненко-вольгемут мария ивановна
Определение термина литвиненко-вольгемут мария ивановна
litvinenkovolgemut mariya ivanovna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):