Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - литвинова мария александровна

Литвинова мария александровна

(Литвинова — сцен. псевд.; урожд. Литвин) — арт. оперы (колор. сопрано) и оперетты. Пению обучалась в Моск. муз.-драм. уч-ще. Выступала на оперных сценах Бордо (1884, дебютировала в партии Леоноры — "Трубадур"), Италии (1885), Брюсселя (1886; здесь исп. партии Селики в "Африканке" и Саломеи в "Иродиаде"), Парижа (1890), Москвы (1890, Большой т-р, где с успехом выступила в "Гугенотах" и "Африканке").

Партии: Ольга ("Русалка" А. Даргомыжского); Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Маргарита ("Фауст"), Травиата, Джильда, Микаэла. Выступала также в опереттах — "Веселая вдова" Ф. Легара, "Корнегильские колокола" Р. Планкета, "Цыганский барон" И. Штрауса, "Гейта" С. Джонса, "Боккаччо" Ф. Зуппе.

ЛОДИЙ, Лоди (наст. фам.; сцен. псевд. Несторов) Андрей Петрович, 1812, Петербург — 20. 12.1870, там же — арт. оперы (лирич. тенор), камерный певец и педагог. Отец П. Лодия, дед 3. Лоди и. Окончил историч. ф-т Петерб. ун-та. Пению обучался в Италии, позднее брал уроки пения у М. Глинки (в т. ч. подготовил с ним партию Пол-лиона). В 1837—38 солист петерб. Большого т-ра (дебютировал в партии Поллиона), где выступал также в партии Собинина, чередуясь с Л. Леоновым. Обладал гибким, ровным во всех регистрах голосом красивого тембра и широкого диапазона (две октавы), первоклассной вокальной школой.

Партнеры: С. Гулак-Артемовский, П. Михайлов-Остроумов, О. Петров, А. Петрова-Воробьева, М. Степанова, А. Соловьева.

Вошел в историю рус. вокального исполнительства как камерный певец. По воспоминаниям современников, был ярким исп. романсов А. Варламова, А. Даргомыжского, М. Глинки. В 1846 Глинка посвятил певцу каватину "Давно ли роскошно ты розой цвела". "Лоди в этом романсе превосходил самого композитора. Столько было задушевной тоски и сожаления о минувшей в его andante и столько огня, жизни и неудержимой страсти в allegro, что невольно, как говорится, "мурашки бегали по телу"" (П. С. Николаев)*. В 1871 К. Николаус посвятил Л. романс "Бывают мгновенья".

Голос певца высоко ценили писатели Н. Кукольник, В. Одоевский, поэт Т. Шевченко.

В 1859—61 преподавал пение в муз. классах РМО, позднее давал частные уроки. Считался одним из лучших преподавателей пения. У него, по совету М. Глинки, занималась Д. Леонова. Среди др. его учеников — А. Ляров, П. Николаев.

Л. автор романсов "Серенькие глазки" (сл. А. Попова), "Солнце скрылось" (сл. А. Шаховского) — изд.: Собрание музыкальных пьес / Сост. А. П. Лодий. 1848: "Радость душечка, красна девица" (сл. Л. Кропоткина, посвятил В. Одоевскому; рук. — в ГЦММК), "Где вы, счастливые дни?".

Лит.: Одоевский В. Музыкально-литературное наследие. — М., 1956. С. 148—149: Николаев П. С.* Знакомство с М. И. Глинкой // Глинка в воспоминаниях современников.— М., 1955. С. 245; Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России: От истоков до Глинки: Очерк.— Л.. 1959. С. 734; Россихина В. Советское камерно-вокальное исполнительство: Творческий портрет. Зоя Лодий. — М., 1976. С. 29—30.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое литвинова мария александровна
Значение слова литвинова мария александровна
Что означает литвинова мария александровна
Толкование слова литвинова мария александровна
Определение термина литвинова мария александровна
litvinova mariya aleksandrovna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):