Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - лодий петр андреевич

Лодий петр андреевич

— известный русский оперный певец-тенор; род. в 1855 г.; учился пению в спб. консерватории, у Корси и Эверарди. С 1878 по 1880 и с 1882 по 1884 гг. пел в Мариинском театре, затем участвовал в провинциальных труппах и выступал в концертах, с большим успехом. Репертуар Л. весьма разнообразен, обнимая собою, напр., роли Фауста, Фра-Дьяволо, Сабинина в "Жизни за Царя", князя в "Русалке", Лоэнгрина, Баяна в "Руслане", Дон-Жуана в "Каменном госте", Ленского в "Евгении Онегине", Канио в "Паяцах", шута в "Рогнеде".

Н. С.

{Брокгауз}



Лодий, Петр Андреевич

(иногда сцен. псевд. Лидий) [3(15).8.1855 (в нек-рых источ. 1852), Петербург — 20.5.1920, Ростов-н/Д] — арт. оперы (лирико-драм. тенор), драмы и оперетты, камерный певец, режиссер и педагог. Сын А. Лодия, отец З. Лодий. Пению обучался сначала у отца, в 1874—78 — в Петерб. конс. (два года в кл. Дж. Кореи, затем у К. Эверарди). Сцен. деят-сть начал как водевильный актер (выступал под псевд. Лидии в летних т-рах Петербурга). В 1878 дебютировал в партии Фауста ("Фауст") на сцене петерб. Мариинского т-ра, где выступал до 1880 и в 1882—84. Пел на оперных сценах Тифлиса (1880—82, 1885—89, 1896—1901; здесь также выступал в оперетте и на драм. сцене), Одессы (1881—82 и летом 1892), Москвы (1882, 1884— 85, 1886, 1892—93), Петербурга (1885, т-р "Аркадия"; 1890—91 и 1894—95, Панаевский т-р, здесь работал также режиссером). Гастролировал во многих городах: в 1881 — Вильно, Гродно, Рыбинске, Казани, в 1882 — Киеве, Варшаве, в 1886 — Баку, Кутаиси, Батуми, Кисловодске, в 1892 — Ярославле, Казани, Самаре, в 1893 — Гельсингфорсе (ныне Хельсинки, здесь пел в "Messe solemnes" Л. Бетховена). Обладал небольшим по силе и диапазону голосом нежного тембра, имел привлекательную внешность. В начале творческого пути Л. критики отмечали в его пении некоторую слащавость, позднее исп. стало отличаться изяществом и худож. вкусом, репертуар певца включал ок. 40 партий.

1-й исп. партий: Мури ("Сын мандарина"), Левко ("Майская ночь"), Вяземского ("Купец Калашников"); в Москве — Дон Жуана ("Каменный гость", осн. ред.); в Тифлисе — Андрея ("Мазепа" П. Чайковского, композитор высоко оценил исп. певца); на рус. сцене — Дервиша ("Попугай"), Гофмана ("Сказки Гофмана"), Нурредина ("Лалла-Рук"). Лучшие партии: Собинин, Финн, Баян, Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Дон Жуан ("Каменный гость"), Левко ("Майская ночь"), Герцог ("Риголетто"), Фра-Дьяволо, Лоэнгрин. Др. партии: Шут ("Рогнеда"), Берендей, Яромир (в конц. исп.), Паисий, Ленский; Альмавива ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Хозе ("Кармен"), Радамес, Канио, Йонтек, Вальтер ("Тангейзер"). Партнеры: А. Бичурина, В. Зарудная, Б. Корсов, Е. Лавровская, Т. Любатович, М. Максаков, И. Прянишников, Н. Салина, М. Славина, Ф. Стравинский. Пел п/у М. Ипполитова-Иванова, Э. Направника, А. Рубинштейна, И. Труффи. Исп. 25 ролей в опереттах: "Прекрасная Елена" Ж. Оффенбаха, "Кор-невильские колокола" Р. Планкета, "Птички певчие" и "Синяя борода" Ж. Оффенбаха.

Л. был выдающимся камерным певцом. С 1875 выступал в симф. концертах, в к-рых исп. сольные партии в ораториях Ф. Мендельсона ("Илья" и "Павел"), А. Рубинштейна ("Потерянный рай", 1876), в "Stabat mater" Дж. Россини, "Торжественной мессе" Л. Бетховена (п/у Э. Направника, 1880), 9-й симфонии Бетховена (в ансамбле с М. Каменской, М. Климентовой, В. Майбородой, 1884), Реквиеме Дж. Верди (1-й исп. в Pоссии; Павловский вокзал, 25 июля 1881). Л. — 1-й исп. ряда романсов Э. Направника, М. Балакирева, П. Чайковского, М. Мусоргского, к-рые исп. под аккомпанемент авторов. 15 авг. 1877 Мусоргский писал А. Голенищеву-Кутузову об исп. певцом баллады "Полководец": "Ты не можешь достаточно ясно представить себе, милый друг, поразительной особенности... картины, когда она передается тенором! Какая-то пригвождающая к месту, какая-то неумолимая, смертельная любовь слышится! Это, как бы сказать точнее — смерть, холодно-страстная влюбленная в смерть, наслаждается смертью. Новизна впечатления неслыханная! И как талантливо умел осязать П. А. Лодий твою чудесную картину! Совсем художник-певец"*.

Л. дружил с М. Мусоргским, М. Балакиревым, П. Чайковским.

С 1882 вел пед. работу в Петербурге, в 1887— 90 — в Тифлисе. В 1890 организовал в Петербурге собственные курсы (с оперным кл.), а также преподавал в Придв. певческой капелле. Среди учеников — Е. Карри, З. Лодий, Н. Спасский.

Лит.: Словарь сценических деятелей. — СПб., 1904. Вып. 13; Шкафеp В. П. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890— 1930. — Л., 1936. С. 118, 123, 124; Чайковский на московской сцене: Первые постановки в годы его жизни. — М.; Л., 1940. С. 359, 360; Качий Ю. Солист русской оперы // Крымская правда (Симферополь). 1965. 23 янв.; Его же. Андрей из оперы Чайковского // Закарпатская правда (Ужгород). 1973. 2 сент.; М. Мусоргский. Литературное наследие: Письма. Биографические материалы и документы. — М., 1971. С. 233; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889.— Л., 1973. С. 38—39; Мшвелидзе А. Очерки по истории музыкального образования в Грузии.— М., 1971. С. 82—83.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое лодий петр андреевич
Значение слова лодий петр андреевич
Что означает лодий петр андреевич
Толкование слова лодий петр андреевич
Определение термина лодий петр андреевич
lodiy petr andreevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):