Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - лодий петр дмитриевич

Лодий петр дмитриевич

— д. с. с., ординарный профессор; род. 4 мая 1764 г. близ города Мункача, в Венгрии. Первоначальное образование получил в Гросвардийской гимназии, а окончательное в Унгварском лицее. В 1787 г. он был по конкурсу определен профессором логики, метафизики и нравственной философии в Львовском университете, где оставался до 1801 г. Получив степень доктора изящных искусств, прав и теологии, он был переведен в Краковский университет, в котором, кроме кафедры философии, занимал также кафедру чистой и прикладной математики, до 1803 г. При открытии в Петербурге педагогического института Лодий был приглашен в числе других наставников из-за границы читать в нем теоретическую и практическую философию; эту кафедру он занимал до преобразования института в университет, где впоследствии, как известно, читал теорию общих прав. Кроме профессорских обязанностей, Лодий имел и другие: он около 8-ми лет состоял инспектором над классами общества благородных девиц и училища ордена св. Екатерины, а с 1820—1827 гг. — директором коммерческого училища. Умер Лодий 10 июня 1829 г. Он оставил в литературе переводы: "Частное естественное право" Цейлера (СПб., 1809), "Уголовное право" Фейербаха, первая часть (СПб., 1810) и "Нравственная философия" Баумейстера (Львов, 1796). Кроме того, Лодий написал: "Логические наставления, руководствующие к познанию и различению истинного от ложного" (СПб., 1815) и "Теория общих прав, содержащая в себе философское учение о естественном всеобщем государственном праве" (СПб., 1828). Наконец после него остались в рукописи: "Естественное право народов" и "Полный курс философии", обработанный большею частью по началам Вольфа.

"Северная Пчела" 1829 г., № 86. — В. Григорьев, "Имп. С.-Петербургский университет в течение первых 50 лет", стр. 10, 11. — Геннади, "Справочный словарь о покойных русских писателях", т. II, стр. 246, 247.

М. Попов.

{Половцов}



Лодий, Петр Дмитриевич

(1764—1829) — известный юрист, родом славянин из Мункача (в Венгрии). С 1787 г. был профессором логики, метафизики и нравственной философии в Львове; с 1801 г. — профессор философии, чистой и прикладной математики в Кракове. В 1803 г. вызван в СПб., где читал в педагогическом институте теоретическую и практическую философию, а по преобразовании его в 1819 г. в университет — теорию общих прав, руководясь и тогда уже отживавшими воззрениями последователей Вольфовой школы, особенно Цейлера и Мартини. Был также инспектором над классами общества благородных девиц и инспектором коммерческого училища. Написал "Логические наставления, руководствующие к познанию и различению истинного от ложного" (СПб., 1815) и "Феория общих прав, содержащая в себе философское учение о естественном всеобщем государственном праве" (СПб., 1828).

{Брокгауз}



Лодий, Петр Дмитриевич

д. ст. сов., профессор прав в Педагогич. институте, писат.; р. 1764 г., † 10 июня 1829 г.

{Половцов}



Лодий, Петр Дмитриевич

(04.05.1764—10.06.1829) — философ, логик; д-р филос. и словесных искусств, проф. С.-Петерб. ун-та. Род. в Австро-Венгрии. Окончил Унгварский лицей (1787). С 1787 — проф. логики, метафизики и нравств. филос. Львовского ун-та, затем декан филос. ф-та. С 1801 занимал кафедру филос. и кафедру чистой и прикладной математики в Краковском ун-те, где читал филос., а также курсы теор. и ес-теств. истории. С 1803 — зав. каф. теор. и практич. филос. в С.-Петерб. пед. ин-те, а в 1819—1820 — декан филос.-юрид. ф-та и зав. каф. логики метафизики С.-Петерб. ун-та. Л. активно выступал за развитие науки и просвещения в России, против запрета преподавания филос. в учебных заведениях, заявляя, что это противоречило бы "здравому рассудку и правилам логики". Все это было расценено как посягательство на основы гос-ва и послужило основанием для гонения на Л., развернутого его начальством уже в 1820. В 1821 его перевели на заведование кафедрой теории общих прав, не допускали к преподаванию филос. и логики, на него писали доносы. Его труды не переиздавались. Его кн. "Логические наставления, руководствующие к познанию и различению истинного от ложного" была названа "исполненной опасности по нечестии и разрушительных начал" и изъята из учебного процесса. Скончался Л. в Петербурге. Даже после смерти его имя упоминается в официальных бумагах, адресованных Николаю I, в связи с "философской историей мятежа" 14 декабря 1825. В филос. Л. занимал деистическую позицию, сводя к минимуму роль Бога в мироздании. Он выступал против низведения филос. до роли "служанки богословия", защищая автономность филос. как особой сферы знания. Отрицал божественный характер души и идеалистические представления о ее бессмертии. Развивая сенсуалистические взгляды на проблему познания, Л. одним из первых подверг критике априоризм и агностицизм И.Канта, прежде всего за отрыв чувственного от рационального, логич. от эмпирич. Л. считал, что мир существует сам по себе, "вне нашего ума", а знание возникает вследствие воздействия внешн. мира на органы чувств. На это знание опирается разум, и при помощи мышления человек глубже отображает мир, открывает его законы, проникает в "натуральные" законы и объективные законы об-ва. Он выступал против чисто формального "разумения", против отрыва резкого "разумения" от чувственности. Он писал: "Мысли без содержания (без предметов) пусты, и воззрения без понятий слепы. Ежели разумение есть способность мыслить о предметах чувственного воззрения, то о чем будет разумение мыслить, когда его совсем отделить от чувственности и прочих способностей? Ежели мысли без содержания пусты, то какова должна быть чистая логика, которая, отвлеченно от содержания мыслей, занимается одною только формою оных" ("Логические наставления, руководствующие к познанию и различению истинного от ложного". СПб., 1815. С. 76). Л. считал логику филос. наукой, тесно связанной с теорией познания и с теориями частных, в том числе обществ. наук. Логикой же Л. называл совокупность правил, по к-рым "должно употреблять разумение в размышлении и различении истинного от ложного". Спец. по истории логики признают, что Л. первым в России сформулировал закон обратного отношения объема и содержания понятия, впервые дал краткую историю логики.

Л. разработал соц.-полит. учение о естеств. всеобщем гос. праве, философски осмыслив общие понятия права. Однако его работа "Естественное право народов" осталась в рукописи, как и "Полный курс философии", и, вероятно, эти работы погибли. Следует отметить также большую переводческую деятельность Л. Он перевел с латыни "Нравственную философию" Баумейстера (Львов, 1796), с нем. — "Частное естественное право" Цейлера (СПб., 1809), "Уголовное право" Фейербаха. Ч.1 (СПб., 1810). Все это имело большое значение для разработки общих проблем филос. и филос. права в России.

Соч.: Ономастикой. Львов, 1791; Логические наставления, руководствующие к познанию и различению истинного от ложного. СПб., 1815; Теория общих прав, содержащая в себе философское учение о естественном всеобщем государственном праве. СПб.,

1828.

А.В.Пролубников

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое лодий петр дмитриевич
Значение слова лодий петр дмитриевич
Что означает лодий петр дмитриевич
Толкование слова лодий петр дмитриевич
Определение термина лодий петр дмитриевич
lodiy petr dmitrievich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):