Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - лосский николай онуфриевич

Лосский николай онуфриевич

— писатель. Род. в 1870 г. Уволенный из шестого класса гимназии "за пропаганду атеизма и социализма", отправился без паспорта за границу и поступил вольнослушателем на естественный факультет бернского университета. Вернувшись затем с величайшими препятствиями и лишениями на родину, поступил в СПб. на бухгалтерские курсы и лишь несколько лет спустя вновь попал в гимназию и получил аттестат зрелости. Окончил курс на физико-математическом и историко-филологическом факультетах в спб. университете. Первая крупная работа Л. по философии — его магистерская диссертация: "Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма" (СПб., 1903), переведенная на немецкий язык. Особую ценность в этом исследовании представляет новая постановка вопроса о сущности эмоции, о взаимоотношении психических и физических явлений и о классификации характеров. В журнале "Новый Путь" (1904) напечатаны статьи Л.: "О познании конечных целей" (№ 10) и "О народовластии" (№ 12). Демократический принцип Л. считает прямым выражением сверхиндивидуального сознания народа, сознания, содержащего в себе истинную и незаменимую политическую мудрость. Немалую заслугу Л. составляют его безукоризненные переводы немецких философов, напр. Канта — "De mundis sensibilis atque intelligibilis" и Куно-Фишера. Заканчивается печатанием второе крупное исследование Л.: "Обоснование интуитивизма", большая часть которого была помещена предварительно в "Вопросах философии и психологии" под заглавием "Обоснование мистического эмпиризма". Учениям о непосредственном восприятии транссубъективного мира дается здесь своеобразный критический синтез. В 1905 г. Л. был редактором журнала "Вопросы жизни". Преподает Л. в спб. университете, женском педагогическом институте и нескольких частных учебных заведениях.

В. Сперанский.

{Брокгауз}



Лосский, Николай Онуфриевич

[24.11(06.12).1870 — 24.01.1965] — философ, внес вклад в теорию познания, онтологию, историю филос. Род. в местечке Креславка Двинского уезда Витебской губ. Отец был обрусевшим поляком, православным, мать — польского происхождения, католичка. Несмотря на это, семья считала себя рус. и в ней преобладало рус. нац. сознание. Л. исключался из 7-го класса класс. гимназии "за пропаганду социализма и атеизма". Желая получить университетское образование без окончания курса класс. гимназии, выезжал в Швейцарию (слушал лекции по филос. в Бернском ун-те) и Алжир. В конце 1889 возвратился в Петербург. Окончил естественно-науч. отделение физ.-матем. ф-та и ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та. В 1903 получил степень магистра филос., в 1907 — степень д-ра филос. Переводит "Критику чистого разума" И.Канта. Проф. филос. на Бестужевских Высших женских курсах и в Петерб. ун-те. Основывает совм. с Э.Л.Радловым непериодическое изд. "Новые идеи в философии" (с 1912). В 1913— 1915 участвует в "Enzyclopedie der Philosophischen Wissenschaften". В 1919—1921 читает курс лекций в Нар. ун-те. В 1922 выслан из России. По приглашению президента Чехословацкой республики философа Т.Г.Масарика приехал в Прагу. Работал проф. Рус. ун-та. Сотрудничал в ж. "Современные записки" (с 1925) и "Der Russische Gedanke" (с 1929). В 20—30-х гг. принимал деятельное участие в работе "Русского психиатрического кружка в Праге", к-рым руководил представитель рос. психоанализа Н.Е.Осипов. В 1942 приглашен в Братиславу проф. филос. В 1945 переехал в Париж. С 1946 — в США (у своего мл. сына — историка). Проф. филос. в Рус. Дух. академии в Нью-Йорке (1947—1950). Переселился в Лос-Анджелес. Скончался во Франции (в Сен-Женевьев-де-Буа близ Парижа). Свою теор.-познавательную концепцию Л. называет интуитивизмом. Как пишет о себе Л. в своей "Истории русской философии", "этим словом он обозначает учение о том, что познанный объект, даже если он составляет часть внешн. мира, включается непосредственно сознанием познающего субъекта, так сказать, в личность и поэтому понимается как существующий независимо от акта познания" (М., 1991. С.321). Он критиковал учения о познании, созданные Локком, Декартом и Кантом, за то, что все они проводили слишком резкую грань между познающим субъектом и познаваемым объектом. Зная что-либо, считал Л., мы переживаем то, что мы знаем, и объект знания присутствует в процессе этого переживания, включается в него. Однако, как замечает В.В.Зеньковский, "у Лосского мы не находим каких-либо интуиции (в обычном смысле этого слова) — а вместо них он предлагает различные гипотетические конструкции, которые прилагает к объяснению тех или др. тем. Это, если угодно, "интуиции разума", т. е. обычные построения, некие гипотезы" (З. "ИРФ". Т.Н. Ч.1. Л., 1991. С.208). Л. подчеркивает, что познание, восприятие предмета не есть лишь порождение в душе человека образа данного предмета, но вступление в кругозор сознания самого этого предмета "в подлиннике". "Сосредоточение мое на предмете,— пишет он,— есть проявление моей собственной духовной силы, оно осуществляется сообразно моим интересам, потребностям, наклонностям". С этим связана его теория гносеол. координации, согласно к-рой объект познания как целое связан (скоординирован) с познающей личностью в ее целостности. В обл. онтологии Л. разработал концепцию множественности субстанций, или субстанциальных деятелей. Субстанциями он считает элементы мира, о к-рых мы можем сказать, что они что-то делают, совершают (напр., движутся, познают), с к-рыми что-то происходит. Субстанции находятся в отношении противоположности друг к другу. Теория субстанциальных деятелей Л. имеет сходство с монадологией Лейбница, однако в отличие от последнего, утверждавшего, что монады (субстанции) "не имеют окон", т. е. не связаны друг с другом, Л. считает, что субстанции соединены друг с другом: относительно простые тела входят в состав сложных тел, человек входит в состав какой-либо обществ. группы, гос-ва — в состав человечества, частные системы — в более общие системы, подчиненные, в конце концов, единому мировому целому. Л. считал мир "органическим целым", видел свою задачу в разработке "органического мировоззрения". Согласно Л., характерные отношения между субстанциями отличают Царство гармонии, или Царство духа, от царства вражды, или душевно-материального царства. В Царстве духа, или идеальном царстве, множественность обусловлена только индивидуализирующими противоположностями, здесь нет противоборствующей противоположности, вражды между элементами бытия. Сотворенные Абсолютом субстанциальные деятели, избравшие жизнь в Боге, образуют, по Л., "царство Духа", к-рое есть "живая мудрость", "София"; те же субстанциальные деятели, к-рые "утверждают свою самость", остаются вне "царства Духа"; и среди них возникает склонность к борьбе и взаимному вытеснению. Взаимная борьба приводит к возникновению материального бытия; т. о., материальное бытие несет в себе начало неправды. Л. защищал учение о перевоплощении.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое лосский николай онуфриевич
Значение слова лосский николай онуфриевич
Что означает лосский николай онуфриевич
Толкование слова лосский николай онуфриевич
Определение термина лосский николай онуфриевич
losskiy nikolay onufrievich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):