Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - лубкин александр степанович

Лубкин александр степанович

— профессор философии Казанского университета; род. в 1770 или 1771 г. в семье духовного звания; среднее образование получил в Костромской духовной семинарии, а высшее в С.-Петербургской духовной академии. По окончании в 1792 г. академического курса Лубкин был определен в Костромскую семинарию учителем сначала немецкого языка и математики, а затем (с 1797 г.) философии; в 1801 г. он был переведен на службу в армейскую семинарию, где занял должность ректора и преподавателя философии. Уволившись в 1806 г. из духовного ведомства, Лубкин определился в С.-Петербургский педагогический институт на должность "смотрителя за поведением", но, прослужив здесь менее 4-х лет, назначен был (1810 г.) директором училищ Оренбургской губ. В следующем 1811 г. попечитель Румовский предложил Лубкину занять освободившуюся, за смертью профессора Фойгта, кафедру по умозрительной и практической философии со званием адъюнкта, и Лубкин был утвержден в этом звании в 1812 г. Возведенный при полном открытии университета (1814 г.) в звание экстраординарного профессора, Лубкин в то же время нес обязанности и инспектора Казанской гимназии до 1815 г., когда был избран ординарным профессором. Скончался Лубкин 30 августа того же года. Ему принадлежат следующие труды: "Письмо о философии Канта" ("Вестник Европы", 1805 г.); "Начертание логики, сочиненное и преподанное в армейской семинарии" (СПб., 1807 г.); Перевод, совместно с П. С. Кондыревым, с нем. яз. сочинения Снелля: "Начальный курс философии" (Каз., 1813—1814 г., в 5-ти частях); "Рассуждение о том, возможно ли нравоучению дать твердое основание, независимо от религии" (Актовая речь, Каз., 1815 г.); "Опыт разбора российских сословов" ("Труды Казанского общества любителей отечественной словесности", 1815 г.) и "Начертание метафизики", ч. 13 (Каз., 1818—1819 гг.).

"Биографический словарь профессоров и преподавателей Казанского университета", ч. І, стр. 122—123. — Филарет, "Обзор русской духовной литературы", кн. І, стр. 426. — Евгений, "Словарь русских светских писателей", т. II, стр. 36. — Геннади, "Справочный словарь о русских писателях и ученых", т. II, стр. 260.

М. Попов.

{Половцов}



Лубкин, Александр Степанович

— профессор философии (с 1815 г.) в Казанском университете. Написал: "Письмо о философии Канта" ("Вестн. Европы", 1805), "Начертание логики" (СПб., 1807), "Рассуждение о том, возможно ли нравоучению дать твердое основание независимо от религии" (Казань, 1815). Умер в 1829 г.

{Брокгауз}



Лубкин, Александр Степанович

проф. философии в Казанском университете, писатель (1815 г.).

{Половцов}



Лубкин, Александр Степанович

[1770 или 1771 — 30.08(11.09).1815] — философ, иссл. проблемы гносеол., логики и этики. Преподавал филос. в Костромской (с 1797) и в Петерб. армейской (1801—1806) семинариях. В 1812—1815— проф. кафедры умозрительной и практич. филос. Казанского ун-та. Л., отмечал А.И.Введенский, "едва ли не больше всех привлек внимание русских к Канту... он первый у нас изложил главные основания философии Канта...". Филос. взгляды Л. представляют собой освоение западноевроп. идей (рационализма, сенсуализма, эмпиризма, филос. "здравого смысла"), осуществляемое с характерным для Рус. Просвещения онтологизмом и углубленным интересом к нравств.-религ. вопросам. Исследуя филос. Канта, критиковал его за субъективизм и априоризм, находя, в частности, что учение нем. философа о пространстве и времени противоречит здравому смыслу, опыту и логике. Л. считал пространство и время "необходимыми принадлежностями бытия вещей"; бытие, в т.ч. и наше собственное, "без времени и пространства ничего бы не значило и не могло бы отличиться от ничтожества" (Письма о критической философии). Взаимосвязь противоположных понятий, напр., конечного и бесконечного, коренится, по Л., в многоразличии и противоположности свойств самих предметов. Хотя к понятию бесконечности мы приходим через умозаключение, рассуждал Л., основания к нему дает опыт, следовательно такое понятие не априорно. В кантов-ских антиномиях чистого разума Л. не усматривал "почти никакого смысла", считал их некорректно поставленными (там же). Л. категорически возражал против намерения Канта с помощью антиномий показать непознаваемость Бога и души, поскольку Л. был убежден в необходимости и возможности их рационального постижения. Познание, утверждал он, начинается с его чувственной ступени. В споре со скептиками Л. отстаивал идею о том, что чувства представляют внешн. природу вещей в принципе адекватно, иначе люди не могли бы употреблять предметы с пользой (Начертание геометрии). На базе чувственных данных рационально познается внутр. природа вещей, умопос-тижимы также сверхчувственные "вещи или существа" (Бог, душа и проч.) и нравств. нормы. По Л., логика — часть филос., научающая изысканию и иссл. истины, а истина — сходство мысли с предметом мысли (Там же). Вопросы логики Л. трактовал весьма самостоятельно, предлагая, напр., вместо "различения силлогизмов по внешн. их виду" вводить др., "основывающееся на их намерении и употреблении". Л. рассматривал "себялюбие" как одно из сущностных свойств человека. Любовь к себе побуждает людей к познанию вещей; она же определяет нравственные устремления личности. С этих позиций Л. отвергал этику долга Канта. Основой морали Л. считал религию.

Соч.: Письма о критической философии // Северный В. 1805. № 8, 9; Начертание логики. СПб., 1807; Рассуждение о том, возможно ли нравоучению дать твердое основание независимо от религии... Казань,

1815.

Н.Ф.Рахманкулова

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое лубкин александр степанович
Значение слова лубкин александр степанович
Что означает лубкин александр степанович
Толкование слова лубкин александр степанович
Определение термина лубкин александр степанович
lubkin aleksandr stepanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):