Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - ляпунов захарий петрович

Ляпунов захарий петрович

— брат известного деятеля Смутного времени Прокопия Петровича Ляпунова. Раньше, чем говорить о самом Захарии Пeтpoвиче, скажем несколько слов о происхождении рода Ляпуновых и значении их в Рязанском крае. Ляпуновы происходят от Галицкого князя Константина Ярославича, младшего брата Александра Невского. Потомки кн. Константина Ярославича княжили в Галиче Костромском до тех пор, пока вел. кн. Дмитрий Донской не присоединил Галицкого княжества к своим владениям, изгнав оттуда в 1362 или 1363 г. кн. Дмитрия Ивановича. Правнуки сына его Василия Дмитриевича, утратившего уже княжеское достоинство: Дмитрий, по прозванию Береза, Семен Осина и Иван Ива — являются родоначальниками дворянских фамилий Березиных, Осининых и Ивиных. Внук Семена Осины, Ляпун Осинин, бывший у новгородского архиепископа Пимена боярином, оставил своим потомкам прозвище Ляпуновых; один из внуков этого Ляпуна перешел на службу к рязанскому князю, а потому Ляпуновы сделались дворянами рязанской области. В царствование Иоанна Грозного Петр Ляпунов с пятью сыновьями: Григорием, Прокопием, Захарием, Александром, Степаном и с племянниками Семеном, Василием и Меншиком, были очень заметны в своем Рязанском краю. С. Ф. Платонов так характеризует Рязань и боярских детей рязанских того времени. "Рязань тогда отличалась очень постоянным и сплоченным составом служилого населения, благодаря своему обособленному положению между "диким полем", болотными пространствами так называемой "мещерской стороны" и сплошными лесами Цны и Мокши. В этом углу давно обжились и перероднились, ссорились и мирились между собою зажиточные и многолюдные семьи детей боярских "выборных" и "дворовых": Ляпуновых, Сумбуловых, Ржевских, Биркиных, Кикиных, Измайловых, Колеминых, Шиловских, Коробьиных, Осеевых и многих других. Хорошо поставленные в отношении служебном и землевладельческом, люди этого круга были притязательны и отличались гонором". В 1584 г., после смерти Иоанна Грозного рязанские дети боярские, братья Ляпуновы и Кикины распространили в народе слух, будто Богдан Бельский, отравив Иоанна, умышляет погубить Феодора и многих бояр, чтобы возвести затем на престол своего друга Бориса Годунова. Ляпуновы, Кикины и другие смутотворцы были разосланы Годуновым, вслед за воцарением Феодора Иоанновича, в дальние города. Неизвестно, подверглись ли этой участи Захарий и Прокопий Ляпуновы, а также не знаем, находились ли они в числе мятежников 1584 г., потому что в обоих случаях Ляпуновы не названы поименно. В 1595 г. Захарий Ляпунов не захотел быть в станичных головах вместе с которым-то Кикиным и сбежал со службы из Ельца в свое рязанское поместье. Рязанский воевода распорядился привезти его оттуда скованного в Переяславль Рязанский, бить батогами перед всеми людьми, посадить в тюрьму и потом, под присмотром пристава, отправить на службу. В 1603 г. царь Борис велел спросить детей боярских рязанцев: кто посылал на Дон всякие "заповедные товары", т. е. вино, зелье, серу, селитру, свинец и разные предметы вооружения? Отвечали: был слух, что Захарий Ляпунов посылал вино казакам на Дон и продавал панцырь и железную шапку (шлем). За это его высекли кнутом.

В 1606 г. видим на Рязани полковыми воеводами под начальством боярина кн. Феод. Тим. Долгорукого, обоих братьев Ляпуновых, Прокопия и Захария Петровичей. Осенью 1607 г. Захарий Ляпунов "промышлял над ворами у Ряжска". Весной 1608 г. большой отряд рязанцев и арзамасцев под начальством кн. И. А. Хованского и Прок. Петр. Ляпунова ходил на "воров" к Пронску; при осаде города Прок. Петр. был ранен в ногу "из города из пищали", вследствие чего и передал свои обязанности брату Захарию. В августе 1608 г., услыхав о взятии Зарайска Лисовским, воеводы Переяславля-Рязанского послали к этому городу ратных людей под начальством Захария Ляпунова. Вместо того, чтобы тотчас приступить к осаде города, он, как сказано в "Новом Летописце", "пьяным обычаем не ополчася". Узнав, что в отряде "нестроение", а начальники предаются пьянству, Лисовский вышел из Зарайска, побил и взял в плен много воинов, а остальные обратились в бегство.

В начале июля 1610 г. Захарий Ляпунов подал царю Вас. Ив. челобитную от себя и от имени своего сына Семена. Дело заключалось в следующем: царь пожаловал им на Рязани имения Ржевского, Кобяковых и Биркиных, отъехавших в Тушино. Потом все эти тушинцы повинились государю, и он приказал возвратить им отобранные у них вотчины и имения, а Ляпуновых нигде не пожаловал. Еще раньше Ляпуновы били государю челом о пожаловании им земель из дворцового села Казари, Рязанского уезда; царь обещал, но ничего не дал, тогда как другие получили поместья из этого села. Захарий Ляпунов так закончил свою челобитную: "а мы, холопи твои, тебе, Государю, служим и нигде не изменяли, да и вперед, как тебе, Г. Ц. и В. Кн. Василью Ивановичю всеа Русии, крест целовали и души свои дали, так хотим тебе, Государю, служить и работать, по коих мест живы будем, чтоб мы, холопи твои, меж своей братьи не пожалованы, с женами и с детми волочась межи дворы, вконец не погибли. А я, холоп твой Занко, жил на Москве полтретья годы, и в осаде был, и тебе, Государю, служил, с Литвою и с изменники на многих боех бивался". Вследствие челобитья Захария Ляпунова, царь послал в дворцовое село Казари послушную грамоту крестьянам. Поместный оклад Захария Ляпунова был в это время 900 ч., а сына его Семена 700 ч. Царь пожаловал из с. Казари в их оклад: Захару 212 ч., а Семену 298⅛ ч. и велел им полюбовно поделиться меж собою поместьем. Во время подачи этой челобитной Захарий Ляпунов находился в Москве. Явился от Прокопия Петр. в Москву какой-то Алексей Пешков и сообщил от имени Прокопия кн. Вас. Вас. Голицыну, Захарию Ляпунову и другим "советникам", т. е. единомышленникам Прок. Петр., что следует Шуйского "с государства ссадить". Отряды Тушинского "вора" приближались к Москве, и возникли сношения между ее жителями и тушинцами. Тушинцы говорили москвичам: "вы убо оставите своего царя Василия, и мы такожде своего оставим и изберем вкупе всею землею царя и станем обще на Литву". С одной стороны, призыв Прокопия Ляпунова, с другой стороны, заманчивое предложение тушинцев — все это подействовало возбуждающим образом на Захария Ляпунова, за несколько дней перед тем писавшего в челобитной, что он будет служить царю Василию Ивановичу верно до самой своей смерти. 17-го июля в Москве поднялся мятеж. Вожаками мятежников были Захарий Л., какой-то Феод. Хомутов и Салтыков. Придя во дворец, Ляпунов подступил к царю и стал говорить: "Долго ль за тебя будет литься кровь христианская? Земля опустела, ничего доброго не делается в твое правление, сжалься над гибелью нашею, положи посох царский, а мы уже о себе как-нибудь промыслим". Шуйский ответил ему бранным окриком, прибавив: "Смел ты мне вымолвить это, когда бояре мне ничего такого не говорят", и вынул нож, желая испугать мятежников. Услыхав брань и увидав в руках Шуйского нож, Ляпунов рассвирепел: "Не тронь меня, — закричал он, — вот как возьму тебя в руки, так и сомну всего!" К счастью, товарищи Ляпунова не допустили его до дикой расправы, и вся толпа направилась на Лобное место. Узнав, что в Кремле что-то происходит, народ толпами валил туда, и сделалась такая теснота, что когда приехал патриарх, главные зачинщики закричали, чтобы все шли за Москву реку, где просторнее. Несмотря на увещания патриарха, насильно отведенного ими за Москву-реку, они настаивали на отлучении царя Василия от царства. Многие бояре, державшиеся вначале мнения патриарха, чтобы не трогать царя Василия, примкнули затем к Ляпунову. Царский свояк кн. И. М. Воротынский отправился к Шуйскому с просьбой от имени всего Московского народа оставить престол. Шуйский оказался вынужденным согласиться и переехал в свой боярский дом, не теряя, однако, надежды, благодаря поддержке патриарха, вернуться во дворец и снова занять престол. Обстоятельства благоприятствовали ему, так как тушинцы обманули москвичей. Когда Ляпунов и его единомышленники послали сказать им, что они свергли Шуйского, а потому пусть тушинцы исполнят свое обещание и отстанут от "вора", то получили такого рода ответ: "Вы не помните государева крестного целования, потому что царя своего с царства ссадили, а мы за своего помереть рады". Патриарх настаивал снова возвести Шуйского на престол. Если бы это удалось, то всем мятежникам, с Захарием Ляпуновым во главе, не сдобровать бы. Ввиду такого положения дел, 19 июля Захарий Л. явился к Шуйскому вместе с князьями Засекиным, Тюфякиным и несколькими монахами Чудова монастыря и требовал, чтобы Шуйский постригся для успокоения народа. Не получив добровольного согласия на пострижение, они насильно постригли его и отвезли в Чудов монастырь. Сознавая, что безначалие не обещает ничего хорошего, Захарий Л. со своими рязанцами стали "в голос говорити, чтобы князя Василия Голицына на господарстве поставити".

11-го сентября 1610 г. было отправлено из Москвы к польскому королю Сигизмунду посольство; главными послами были: боярин кн. Вас. Вас. Голицын и митрополит Филарет; в числе дворян посольства находился и Захарий Л. В декабре несколько человек посольства было отправлено из-под Смоленска в Москву с королевскими листами, а многие самовольно уехали в Москву. Ляпунов остался под Смоленском, но перешел в польский стан, бражничал там, забавлял панов насмешками над послами и утверждал, что старшие послы все делают сами собою, не советуются с дворянами и даже скрывают от них боярские грамоты, получаемые из Москвы. Паны призвали к себе дворян для проверки слов Ляпунова. Дворяне отвечали: "Это какой-нибудь бездельник, вор вам сказывал, который хочет ссору видеть между вами и послами, поставьте его с нами с очей на очи. Боярскую грамоту послы нам читали, и мы им сказали, что исполнить ее нельзя, писана она без патриарха и без совета всей земли". Находясь в польском стане, Захарий Л. тайно сносился с Прокопием Петровичем, пересылая ему грамотки со своими дворовыми, находившимися с ним под Смоленском, которые затем остались у Прокопия Петр. в Рязани. К этому же времени относится челобитная Захария Л. об укреплении за ним поместья в вотчину. Челобитная написана на имя Сигизмунда, но только потому, что он отец Владислава, выбранного на Московский престол. Начинается челобитная так: "Наяснейшему Вел. Гос. Жигимонту Кор. Польск. и Вел. Кн. Литовск., бьет челом подданный холоп сына твоего, Королевича, Гос. нашего Ц. и В. Кн. Владислава Жигимонтовича всеа Руси, Захарей Лепунов". За осадное сиденье в Москве во время прихода Тушинского вора, царь Василий Шуйский дал Ляпунову, как мы видели выше, поместье Андрея Ржевского, отъехавшего в Тушино: сельцо Дядково, дер. Горайнову и Бограмово и из дворцовой волости на Рязани сельцо Козарь. Царь и патриарх Гермоген решили давать за осадное сиденье поместья в вотчины тем служилым людям, которые не отъезжали в Тушино; "А мне бывшей царь Василей поместья в вотчину не дал", — прибавил Ляпунов.

В январе 1611 г. бояре, управлявшие Московским государством, уведомили польского короля Сигизмунда и королевича Владислава, что Прокопий Ляпунов со всею Рязанью отложился от Владислава, которому перед тем целовал крест. Затем, упоминая о тайных сношениях с ним Захария, они так заканчивают свою грамоту: "И мы ваши Государские верные поданные, слыша о том, чаем того про Захарья Ляпунова, что он з братом своим с Прокофьем в одной мысли и при вашей Государской милости быти не годен: вперед, Государь, мы от Захарья, опричь смуты, никакова добра не чаем; и вашему бы Королевскому Величеству и сыну вашего Королевского Величества, В. Г. нашему Ц. и В. Кн. Владиславу Жигимонтовичю всеа Русии, велети Захарья Ляпунова подержати, и про его измену, о чем он ссылался з братом своим с Прокофьем, велети сыскати, и по сыску наказанье ему учинити, чтоб вперед, на то смотря, неповадно было иным никаким людем воровских заводов замышляти, и вашему Государскому и земскому великому делу поруха чинити".

Дальнейшая судьба его неизвестна.

С. Г. Г. и Д., II. — Акты Исторические, II. — Никоновская летопись, VIII. — Новый Летописец. — Экземплярский, "Великие и удельные князья", т. II. — Разрядные записи за Смутное время. — Кн. Долгоруков, Российская Родословная Книга, І. — Карамзин, "История Государства Российского", ХІІ. — Соловьев, "История России", VІІ и VIII. — Платонов, "Очерки по истории смуты".

В. Корсакова.

{Половцов}



Ляпунов, Захарий Петрович

дворецкий царя Василия Шуйского.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое ляпунов захарий петрович
Значение слова ляпунов захарий петрович
Что означает ляпунов захарий петрович
Толкование слова ляпунов захарий петрович
Определение термина ляпунов захарий петрович
lyapunov zahariy petrovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):