Большая биографическая энциклопедия - любин яков моисеевич
Любин яков моисеевич
(сцен. псевд.; наст. фам. Машкович) [? — 24.5(5.6).1914] — арт. оперы (лирико-драм. тенор), камерный певец, антрепренер и педагог. Образование получил в Бухарест. реальном уч-ще. С 17 лет жил в Одессе, где занимался пением у лучших педагогов. В 1880—83 продолжил образование в Петерб. конс. (кл. К. Эверарди). В 1883 дебютировал на оперной сцене в Петербурге. В 1884—86 пел в Казани (антр. П. Медведева), в 1887 дебютировал в партии Фауста ("Фауст") на сцене моск. Большого т-ра, позднее пел в Киеве, Харькове, Тифлисе, Одессе, Вильно, Варшаве, Симбирске, Самаре, Риге, Петербурге (Частная опера, антр. А. Картавова, 1889; Мариинский т-р, 1893; Панаевский т-р, 1894—95; Товарищество рус. оперных артистов, 1899; Нар. дом, с 1901, здесь был также зав. оперой). В 1895— 99 вместе с М. Салтыковым содержал частную оперную труппу, с к-рой гастролировал в Тамбове, Саратове, Харькове, Киеве, Н. Новгороде, Орле. Одессе, Астрахани, Риге. Обладал небольшим по диапазону голосом. Исп. отличалось осмысленной фразировкой, благородством певческой манеры.
1-й исп. партий: Алеко ("Цыганы" А. Шефера), Петра ("Пан Сотник"); в Риге — Синодала ("Демон" А. Рубинштейна), Князя ("Русалка" А. Даргомыжского), Ленского ("Евгений Онегин"): в Тифлисе — Молодого цыгана ("Алеко" П. Юона); в Петербурге — 1-го гостя ("Уриель Акоста"), Самсона ("Самсон и Далила"); на рус. сцене — Надира ("Искатели жемчуга"). Лучшие партии: Собинин, Ленский, Вакула ("Вакула Кузнец"), Альфред ("Травиата"), Манрико ("Трубадур"), Радамес, Фауст ("Фауст"), Хозе ("Кармен"), Рауль. Др. партии: Самозванец, Лыков; Фентон ("Виндзорские кумушки"), Васко да Гама. Партнеры: К. Антарова, С. Брыкин, А. Круг-лов, М. Максаков, В. Селявин, С. Тамарова, А. Ухтомская, Ф. Шаляпин. Пел п/у И. Аркадьева, С. Барбини, Д. Дудышкина, И. Палицына, И. Труффи, А. Шефера, Л. Штейнберга.
В концертах исп. сольные партии в Реквиеме Р. Шумана (1-й исп. в России — Петербург, 3 дек. 1883, в ансамбле с М. Каменской, Ф. Стравинским), Реквиеме Дж. Верди (1886), в "Мессии" Г. Ф. Генделя п/у Л. Гомилиуса (1908).
В 1902 поставил "Орлеанскую деву" на сцене петерб. Нар. дома.
В последние годы жизни вел активную пед. деят-сть. Среди его учеников — П. Це-севич.
Лит.: Некролог // Театр. газета. 1914. № 22. С. 8; Веpиня С. Ф. Музыкальный театр Латвии и зарождение латышской национальной оперы. — Л., 1973. С. 61, 63, 64, 66.
Большая биографическая энциклопедия
2009