Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - мацеевский вацлав александр

Мацеевский вацлав александр

(Маciejowski, 1793—1883) — знаменитый польский историк, до 1830 г. проф. римского права в Варшаве; издал в это время "Principia juris romani" (Варш. 1820; 2 изд., 1825) и ряд очерков по истории рим. права: "Opusculorum Sylloge prima" (1823). В промежутке между восстаниями 1830 и 1863 гг. М. был глашатаем ненавистной тогдашнему польскому обществу идеи общеславянского единения, хотя бы это единение началось на первых порах не с политики, а только с литературы и науки. Сходясь, таким образом, с Колларом, Шафариком, Ганкой, Бодянским, Погодиным и первым поколением русских славянофилов, М. в Польше стоял совершенно одиноко. В своей "Historia prawodawst glowianskich" (Варш. 1832—35; 2 перер. изд., 1856—65; русск. перев. I т. в "Чтениях Моск. Общ. Ист. и Древн." 1858 г. кн. I и 1860 г. кн. III) М. поставил себе задачей выяснить юридическое единство славянского мира; на национальные особенности отдельных законодательств он обращал меньше внимания. Обширный труд этот, поныне остающийся единственным всеобъемлющим трудом по данному предмету, не создал школы, не отличается и хорошим методом исследования, цитаты нуждаются в проверке; но в нем рельефно сказались главные качества автора — громаднейшая начитанность, способность создавать самые неожиданные гипотезы и возбуждать вопросы, вызывая к спору и содействуя, тем самым, успехам науки. В соч. В. Дуткевича: "Spostrzeženia nad historią prawodawst slowiańskich" (Варш. 1870) подробно указаны многочисленные ошибки М. в истории польск. права. Сам М. сознавал необходимость переработки многих вопросов, им затронутых. Он совершил несколько поездок за границу и вновь собранные им памятники издал, с объяснениями, под заглавием: "Pamińtniki о dziejach, piśmiennictwe i prawodawstwie Słowian" (Варш., 1839; русск. перев. 1-го т. Евецкого: "История первобытной христианской церкви у славян", Варш., 1840; 2 т. — Дубровского: "Очерк истории письменности и просвещения славян. народов до XIV в.", в "Чтениях Моск. Общ. Истор. и Древн." 1846, кн. II). В 1-м т. этой книги [О цензурных" послаблениях, которые, в глубокой тайне, были сделаны русск. правительством, дабы облегчить выход в свет этого соч. М., см. документ, сообщ. В. Науменко в "Киевск. Стаине" 1896 г. № 2] М. доказывал, что в древней Польше существовало славянское богослужение, которое лишь впоследствии, в силу политических обстоятельств, вытеснено было латинством. Во введении ко II тому своего сборника, посвященному истории письменности и просвещения, М. утверждает, что из всех народов древности одни только греки были истинными проводниками просвещения, а в будущем эта роль должна быть уделом славян. Следующим крупным трудом М. является: "Polska až do pierwszej połowy XVII wieky pod względem obyczajów" (Варшава, 1842), где он задался мыслью представить картину внутренней жизни польск. народа по его литературным памятникам и описал польский быт словами авторов XVI и XVII вв., вследствие чего книга эта никогда не потеряет своего значения. Издав затем "Pierwotne dzieje Polski i Litwy" (Варш., 1846), "Kronika polska pierwszych dziesięciu wieków po Chrystusie" (Варш., 1848) и "Roczmki i kroniki polskie и litewskie" (1860), M. в 1852 г. выпустил замечательный, громадный труд: "Pismiennictwo polskie od czasòw najdawniejszych az do 1830 roku" (Варшава; доведен до 1650 г.) — наиболее важный вклад его в науку, но наименее оцененный современниками. Здесь М. впервые описал произведения польской письменности на основании личного изучения ее памятников (для чего обозревал библиотеки публичные и частные в землях бывшего польск. королевства и за границей), не только собрал, но и критически оценил весь литературный материал и поставил историю польск. литературы в связь с историей польск. культуры (в последнем отношении М. имел предшественника в лице Майоркевича). Рассматривая литературу как нечто цельное, органически связанное, М. отказывается делить ее на периоды или эпохи и только усматривает в ней повороты, направления (zwroty). К первому повороту относит он народную литературу, ко второму — время от начала письменности до появления выдающихся писателей XVI в.; третий поворот составляет синтез предыдущих — развитие народно-национальной литературы. После выхода "Истории письменности" М. прожил еще 30 лет, неустанно работая, но в его позднейших трудах нет ничего замечательного, и многое свидетельствует об упадке его умственных сил. Перечень сочинений М. после 1852 г. см. в ст. Пташицкого; в "Ж. M. H. Пр." (1883, № 3). На русский яз. переведены еще следующие соч. М.: "Древнепольская сельская община" (Варш. 1877), "Об обычном праве карпатских горцев, малороссов и великороссов" (из III т. "Истории слав. законодательств", "Юридический Вестник" 1878, № 7) и "Евреи в Польше, Руси и Литве" (Варш., 1881).

{Брокгауз}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое мацеевский вацлав александр
Значение слова мацеевский вацлав александр
Что означает мацеевский вацлав александр
Толкование слова мацеевский вацлав александр
Определение термина мацеевский вацлав александр
maceevskiy vaclav aleksandr это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):