Большая биографическая энциклопедия - макарий митрополит киевский
Макарий митрополит киевский
— западно-русский (киевский) митрополит, муж святой жизни, избран был на митрополию в 1495 г. собором четырех западнорусских епископов, но на пути в Киев убит татарами (1497). Церковь наименовала его священномучеником. Тело его нетленно почивает в киевском Софийском соборе; память — 1 мая.
{Брокгауз}
Макарий, митрополит Киевский
— священномученик, митрополит Киевский.
† 1497; память 1/14 мая.
Был поставлен архимандритом Виленского Троицкого монастыря Киевским митрополитом Симеоном († 1488).
В 1495 году, после смерти Киевского митрополита Ионы (Глезны), совершилось рукоположение архимандрита Макария в сан митрополита Собором русских архиереев. Для получения благословения на управление митрополией к Константинопольскому патриарху Нифонту были посланы старец Дионисий и инок Герман. В 1496 году патриарх прислал великому князю, княгине и митрополиту Макарию благословенные листы.
Митрополит Макарий был муж святой жизни, попечительный и мудрый пастырь. Прилагал много усилий к ослаблению внутренних раздоров и нестроений среди духовенства и мирян. На свои личные средства благоустроил и украсил много храмов и монастырей.
С особой ревностью оберегал и защищал права православных от посягательства на них латинян. Для этого принимал все меры к тому, чтобы расположить литовского великого князя Александра в пользу православных. Это было тем удобнее, что сам святитель жил в столице Литвы, в городе Вильно, так как в Киеве жить было опасно из-за постоянных набегов крымских татар. Тысячи русских людей гибли от меча и уводились в плен, татары грабили и жгли храмы. В этих условиях путешествие из Вильно в Киев было очень опасным. Однако ехать было необходимо. И митрополит Макарий отправился туда, чтобы заняться исправлением дел, расстроенных нападением татар, и главное, для восстановления разрушенного Софийского собора. И вот, как повествует летописец, "в 1497 году, мая 1-го, на шестой неделе после великого дня Пасхи, в понедельник, безбожные перекопские татары убили преосвященнаго митрополита Киевского и всея Руси архиепископа Макария". Произошло это около села Стриголово, на берегу реки Припяти, когда он совершал Божественную литургию. Святитель предоставил присутствовавшим спасаться кто где может, а сам остался у алтаря и принял мученическую кончину. Татары зарубили его, отсекли ему стопу ноги и голову.
Современники горячо оплакивали смерть митрополита Макария.
Господь, заповедавший не бояться убивающих тело, прославил Своего верного служителя нетлением его тела. Оно было привезено в Киев и положено в соборном храме Святой Софии, где прославилось чудесами в 1625 и 1634 годах. Неоднократно возжигались чудным образом свечи перед иконостасом в соборе, где почивал святитель, а от гробницы его исходили свет и огонь. Память его совершалась прежде в день тезоименитства (18 января), но с 1827 года перенесена на день его кончины. В этот день мощи его обносились вокруг Софийского собора при пении тропаря: "Божественныя Безкровныя совершая Жертвы, кровь твою, от безбожных агарян излиянную, в жертву непорочную принесл еси Владыце твоему, Пастыреначальнику Христу. Егоже моли, молим тя, пролити гнев на языки, хотящия браней".
Ныне святые мощи священномученика Макария покоятся в Киеве во Владимирском кафедральном соборе.
Литература:
Стеллецкий Н. С, протоиерей. Святой священномученик и всея России чудотворец Макарий, первый митрополит Киевский и Галицкий и его время. — Харьков, 1897.
Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 281, пр. 6. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988— 1888]. — Киев, 1888, с. 198—204.
Сементовский Н. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. — 6-е изд. — Киев и СПб., 1881, с. 102. Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. — 2-е изд. — СПб., 1899. — Т. 2, с. 11—116.
Корольков И. Н., протоиерей. Киевский митрополит, священномученик Макарий и его значение в истории юго-западной церкви. — Киев, 1897.
Титов Ф., священник. Житие Макария, священномученика митрополита Киевского и всея России. — Киев, 1897.
Орловский П. И., протоиерей. Житие Макария, митрополита Киевского, священномученика, нетленно почивающего в Киево-Софийском кафедральном соборе. — Киев, 1897. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых // Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. — 2-е изд. — СПб., 1862, с. 152.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 3, 540.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1402. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 575.
Богословский вестник. — Сергиев Посад, 1897, апрель, с. 187—197.
Прибавления к "Церковным ведомостям". — СПб., 1897, № 20, с. 679—682. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний // Под ред. С. Н. Южакова: в 20 т. — СПб., 1900—1905. — Т. 12, с. 505.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1545,1546. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 18 (кн. 35), с. 395.
Сергий (Спасский), архиепископ. Верный месяцеслов всех русских святых. — М., 1903, с. 15.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 13. Настольная книга священнослужителя. — М., 1979. — Т. 3.
Минея май. — М., 1987. — Ч. 1, с. 50—51. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 5. — С.61—63.
Большая биографическая энциклопедия
2009