Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - макарий митрополит московский

Макарий митрополит московский

— Митрополит Московский и всея России, Архипастырь, знаменитый попечениями о Церкви, обширными сведениями в Церковной Словесности, неутомимыми трудами в сочинениях и отличным даром Славянского красноречия. Кто он был родом, о том не осталось никакого достоверного сведения. Известие о нем в Истории начинается с того, что он в молодых летах занимался живописным искусством; по вступлении в Монашество, был Архимандритом Можайского Лужецкого Монастыря; а после покорения Новгородцев Великим Князем Василием Ивановичем и после 17-летнего лишения их Архиерейской Кафедры, он первый, не по их уже избранию, как бывало прежде, а по назначению Великокняжескому, поставлен им Архиепископом в 1526 году Марта 4; а в 1542 году Марта 19 возведен на Московскую и всея России Митрополию, и в сем знании скончался 1564 года Декабря 31.

С самого вступления своего в звание Пастыря Новгородской Епархии он первое внимание обратил на распространение Веры Христовой в сопредельных Новгородской Области Северных, мраком язычества еще покрывавшихся, странах, и в том же 1526 году отправил в Лапландию к Белому морю на Кандоларскую Губу Проповедниками одного из Софийского Собора Священника с Диаконом, кои там основали и освятили первую Церковь во имя Иоанна Крестителя и крестили многих Лопарей. В 1532 году построил он там при реке Коле другую Благовещенскую и Николаевскую Церковь и также послал туда Священника с Диаконом; а узнав, что и в приближенных к Новгороду приморских Чудских племенах остались многие языческие обряды, он написал к ним Окружную увещательную Грамоту в 1534 году и велел разорять их капища; между тем занимался также исправлением своего Духовенства и особенно благоустройством Монастырей Новгородских; ввел в них Общежительное Правило в трапезе, одеянии и послушаниях; отменил начальство Игуменов над женскими Монастырями и жительство в них Монахов, а уставил Игуменей, и для служения в Монастырских их Церквах определил белых Священников; починил и украсил Софийский Собор и к оному сделал пристройки; старался о переводе многих книг на Славянский язык, и для сего содержал при себе ученых людей. Между прочими книгами, вопреки общему тогда против Латинских писателей предубеждению, при нем переведена Димитрием Толмачом в 1536 г. с Латинского языка Псалтирь с толкованиями Епископа Брунона, Иеронима, Августина, Григория Великого, Беды Пресвитера и Кассиодора, и сокращенная Летопись Исидора Епископа Испаленского. Сверх всех сих Пастырских попечений сам он в Новгороде 12 лет трудился над составлением Четьих Миней, или Житий Святых, вообще православной Восточной и особенно Российской Церковью почитаемых, и, как сам пишет в Предисловии к оным, не щадил никаких иждивений для собирания всех к тому нужных сведений. Ибо хотя по библиотекам Церковным издревле было много Прологов и Сборников с жизнеописаниями Святых, переведенными, а некоторыми и на Славянском сочиненными, но надобно было их сличить и исправить. А он сверх того, по примеру Прологов Церковных, для наставления народа поместил между жизнеописаниями весьма много переводов нравоучительных Слов из Святых Отцов и толкований на Священное писание Нового Завета и на Псалмы Давидовы. В сих книгах Славянское витийство во всем блеске и великолепии; плодовитость мыслей безмерная, и самые вступления в жизнеописания занимают нравоучением большую часть оных. Четыре, а инде восемь огромных книг составляют все сие сочинение и называются Великими Четьими Минеями для отличия от меньших, Св. Димитрием, Митрополитом Ростовским, изданных, в коих многие жизнеописания почерпнуты и сокращены прямо из оных. Но Макариевы Минеи остались в рукописях, и списки оных сохраняются в Новгородской Софийской, Московской Патриаршей, в Московском Успенском Соборе и в других Монастырских и Церковных книгохранилищах.

Между тем, когда в малолетстве Царя Иоанна Васильевича своевольствовавшие Бояре изгнали и заточили Всероссийского Митрополита Иоасафа, то по общему избранию возведен на место его Макарий, и потому переселился из Новгорода в Москву. Здесь гораздо более предлежало ему трудов и даже опасностей. Он нашел Царя еще двадцатилетнего, без отца, без матери и без всякой опеки; Бояр в раздоре, в сварах и междоусобии друг друга убивающих и Царю непослушных; Церковь обуреваемую уже расколами; Духовенство без уважения от мирян и без устройства в самом себе. Надлежало начать с самого Царя, испорченного уже худыми примерами, и поправить его воспитание. Он присоветовал ему жениться, но перед браком, 1547 года Января 16, в Успенском соборе торжественно короновал его на Царство, по обряду Константинопольских Царей и предков его; а Февраля 3 бракосочетал его сам в том же Соборе и всенародно сказал ему Пастырское Поучение. Потом, дабы отлучить его от развратных Бояр, он избрал ему общество из благонравнейших, и, во-первых, вызвал из Новгорода ко Двору одного благочестивого и добродетельной жизни Пресвитера Сильвестра, которому особенно поручил увещание его и наставление. Из молодых Бояр благонравнейший, Алексей Федорович Адашев, приставлен к нему ближайшим собеседником. Все сие общество, как говорит Князь Курбский, по достоинству называлось тогда Избранная Рада, или Дума, и без совету ее ничего не делано. Царь, в короткое время так исправился, что, по свидетельству Курбского же, не только своим, но и многим окрестным языком дивитися обращению его и благочестию. Войско пришло в чинном порядке; Бояре сделались покорнее, и успехи оружия над врагами повсюду оказывались. Почтенный Старец Сильвестр, как свидетельствует Царственная Книга, "был в великом уважении у Государя и в Совете Духовном и Думном, и бысть яко все мога, и вси его послушаху, и никтоже смеяше ни в чем противится ему, и владеяше всем с своими советниками" (См. ст. о Сильвестре).

Первый год Царствования Ивана Васильевича Митрополит Макарий ознаменовал еще достопамятным Уставом для Российской Церкви. Россия, получившая Веру и Церковно-служебные книги от Греков, праздновала памяти Святых только Греческих и нескольких Сербских, а из Русских в древних наших месяцесловах помещены были имена только Князей Бориса и Глеба, Великого Князя Владимира и Преподобного Игумена Печерского Феодосия; в позднейших уже прибавлено Княгини Ольги, Антония Печерского, Петра митрополита, Сергия Радонежского и некоторых других. Макарий, сам собиравший жизнеописания Русских подвижников Веры, нашел между ими многих достойных той же чести. Почему, в 1547 году созванному Собору Февраля 26 предложил он уставить празднование памяти некоторым Русским благочестивым и добродетельным Мужам и общим определением тогда включены были в Церковные Месяцесловы 12 Святых, коим повелено праздновать по всем Русским Церквам, а именно: Иоанн, Архиепископ Новгородский, Никон, ученик Сергия Радонежского, Князь Александр Невский, Павел Комельский Вологодский, Михаил Клопский Новгородский, Макарий Колязинский Тверский, Иона, Митроп. Московский, Зосима и Савватий Соловецкие, Пафнутий Боровский, Дионисий Глушицкий и Александр Свирский. Сверх сего девяти Угодникам повелено праздновать в своих только местах, а именно: Максиму Юродивому только в Москве, Епископу Арсению в Твери, Князьям Константину и чадам его Михаилу и Феодору, Князю Петру и Княгине Февронии в Муроме, Прокопию и Иоанну в Устюге. Другим празднование памяти учреждаемо было уже после в разные времена, как Макарием, так и преемниками его Соборне.

За сим Макарий обратил внимание на исправление вообще Церкви и Российского Духовенства. Для сего, пред вторым походом Царским на Казань в 1551 году, назначил он быть Собору в Москве. Но, дабы отклонить от себя ненависть суеверов и Раскольников, незадолго перед тем ополчившихся на Максима Грека и его заточивших за обличие их, Митрополит не сам открыл Собор, а сочинены были от лица Царского, во-первых, трогательная Речь и сперва 37, а потом еще 32 вопроса и предложения Собору, с изъявлением добродушнейшего Царского желания, исправить беспорядки Церковные. Собором приступлено было к решению сих вопросов, но, как известно, Раскольники превозмогли всех своими во многих статьях лживыми мнениями, от которых и Собор сей сделался новым соблазном Церкви. Кажется, от стыда самых сих нелепых решений ни одна современная Летопись, ни сам Макарий нигде даже не упоминают о бытии сего Собора. Но Деяние оного все осталось во многих списках для потомства и известно под именем Стоглавного собора, так названного потому, что все оного Деяние разделено на сто глав. Оно для исполнения разослано было и по Епархиях; а 10 глав о Святительском Суде напечатаны сокращенно при Требнике Патриарха Иоасафа I.

После сего вскоре Царь отправился в Казанский поход. Пред отъездом поручил он себя Митрополичьим молитвам, а Царство, Царицу, брата и оставшихся Бояр его надзиранию. Митрополит напутствовал его трогательной Речью, а наперед его послал увещательную Грамоту к Русскому Войску, собравшемуся перед Казанью в новопостроенном тогда городе Свияжеске; и потом гораздо пространнейшую во увещание самому Царю на походе его. По благополучном возращении его из-под Казани, он встретил его в Москве Приветственной Речью. Все сии, как и другие Грамоты и Речи его напечатаны в Царственной Книге и в иных Летописях, а также и в Древней Российской Вивлиофике. Но много еще Грамот его и Окружных Посланий к Российским Архиереям, к Духовенству и городам находится в числе рукописей Московской Патриаршей библиотеки. Все они писаны с отменным красноречием.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое макарий митрополит московский
Значение слова макарий митрополит московский
Что означает макарий митрополит московский
Толкование слова макарий митрополит московский
Определение термина макарий митрополит московский
makariy mitropolit moskovskiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):