Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - мамардашвили мераб константинович

Мамардашвили мераб константинович

(15.09.1930—25.11.1990) — философ, спец. по филос. сознания и истории филос.; большую часть жизни прожил в России. Род. в г. Гори (Грузия) в семье военного. В годы войны отец М. был комиссаром стрелковой дивизии. М. окончил филос. ф-т МГУ (1954). (В эти годы на ф-те учились Э.В.Ильенков, А.А. Зиновьев, A.M.Пятигорский, Б.А.Грушин, В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, Ю.А.Левада, Ю.Ф.Карякин, И.Т.Фролов, Г.П.Щедровицкий.) Характерно, что уже во время учебы в ун-те М. интересовала природа человеч. сознания и мышления — сквозная тема его будущей филос: одна из его студенческих курсовых работ называлась "Роль труда в происхождении мышления". После окончания асп. (1957) М. работает в редакции ж. "ВФ", где публикуются его первые статьи ("Процессы анализа и синтеза" и "Некоторые вопросы исследования истории философии как истории познания"), связанные с темой канд. дисс. В 1961 М. командируется в Прагу в ж. "Проблемы мира и социализма". Позже, с 1966 он работает в академических ин-тах Москвы (в Ин-те меж-дунар. рабочего движения и в ИИЕТ), а также читает лекции на психол. ф-те МГУ, в Ин-те кинематографии, на Высших курсах сценаристов и режиссеров, в Ин-те общей и пед. психол. АПН СССР, в др. городах (Рига, Вильнюс, Ростов-на-Дону, Тбилиси), как правило, по приглашению своих друзей. Фактически эти лекции или беседы, как называл их М., и составляют основу его творч. наследия. В 1970 в Тбилиси он защищает докт. дисс. "Формы и содержание мышления", в 1972 получает звание проф. В эти же годы он занимает должность зам. гл. ред. ж. "ВФ" (1968—1974). С 1980 работает в ИФ АН Грузии. После возвращения из Праги М. становится "невыездным": вновь выезжает на Запад только в начале 1988. При жизни М. были изданы всего 3 небольшие кн.: "Формы и содержание мышления. К критике гегелевского учения о формах познания" (М., 1968); "Классический и неклассический идеалы рациональности" (Тбилиси, 1984); "Как я понимаю философию" (М., 1990). Все остальное — и прежде всего многочисленные курсы его лекций (о Декарте, Канте, Марселе Прусте, совр. филос., античной и др.), а также подготовительные материалы к ним, в к-рых раскрываются природа филос. и ее проблемы,— находится в "архиве" у сестры философа и лишь в наст. вр. начинает издаваться его учениками. Философствование вслух было любимым занятием М. По отзывам слушателей, он был великий мастер импровизации и мудрой филос. беседы. Это был органичный для него жанр — устной беседы, размышления вслух, особенно в аудитории. В "архиве" находилась и рукопись кн. по филос. науки "Стрела познания", единственная, к-рую он написал (а не наговорил) во второй половине 70-х гг., когда работал в ИИЕТ. Это была так называемая "плановая работа", хотя известно, что отчислили его из ин-та (после чего он вынужден был уехать в Грузию) "за невыполнение плана". Изд. наследия М. занимается специально созданный фонд его им.. В рамках Фонда выходят материалы Филос. чтений, посвященных памяти М. (Конгениальность мысли. М., 1994; Встреча с Декартом. М., 1996; Произведенное и названное. М., 1998 и др.). Прекрасно владея европ. яз. и считая себя космополитом, М. мог легко реализоваться как философ в любой европ. стране, но случилось так, что большую часть жизни он провел в России. Он скончался в Москве, в аэропорту Внуково. Похоронен в Тбилиси. Вся жизнь и творч. М. были ответом на пережитое Россией XX в. тотальное зло и насилие. Начав профессиональный путь с изучения истории филос. (см. библиографию его опубликованных статей в кн. "Как я понимаю философию") и внимательного чтения работ Маркса, он формулирует в 70-е гг. центр. идею своей филос: свободного явления или события мысли, случающегося в любой сфере че-ловеч. жизнедеятельности (К пространственно-временной феноменологии событий знания // ВФ. 1994. № 1). Эта идея интересует его прежде всего в плане он-тол. защиты трансцендентальных оснований еврои. культуры, выявленных в свое время Декартом и Кантом. Считая, что "реальность входит в мир трансцендентально", он вслед за Кантом обращает внимание на априорные условия жизненного опыта человека, подчеркивая, что мы не можем мыслить произвольно и по желанию приращивать знания к уже имеющемуся знанию, потому что жизненное время дискретно. Но при этом как бы сдвигает свой анализ дух. опыта личности с проблемы метафиз. априори на проблему, как он выражается, "метафиз. апостериори", т. е. на сам факт события мысли. После напряженной двухлетней работы над кн. "Стрела познания" в указанной статье он попытался в сжатом виде сформулировать именно апостериорный подход к анализу событий знания (или мысли). В дальнейшем этот подход получит развернутое обоснование в его публичных лекциях о Декарте и Канте, а затем — уже на материале искусства — в обширном цикле лекций о романе Пруста "В поисках утраченного времени". При этом он будет постоянно настаивать, что задача философа (как и ученого, писателя, художника) состоит не только в том, чтобы мыслить самому, но и давать возможность думать и мыслить др. Идея произведения как "органа жизни", способного порождать новые мысли и чувства, и раскрытие условий, при к-рых это возможно, станут с этого времени определяющими для его творч. Согласно М., философ рассуждает не о том, что видится, а о том, что видится (или познается) лишь в той мере, в какой есть сознание видимого или мысль о видимом на уровне рефлексии. И это сознание и акт филос. рефлексии в качестве предпосылки или условия возможного опытного познания уже заключены внутри психол., физики, этики, права и др. наук, т. е. сам акт науч. и любого др. познания уже содержит в себе какие-то филос. акты, независимо от того, знаем мы об этом или не знаем. И именно они являются предметом реальной или натуральной филос. (Сознание как философская проблема // ВФ. 1990. № 10). Дуализм "души" и "тела" не опытная истина, не наблюдательное утверждение, а по-нимательная, плодотворная тавтология (одно из гл. понятий его филос), к-рая открывает возможность грамотного рассуждения. Если же первопонятие (сознания, свободы, бытия) задается умственным, логич. путем и из него начинают мыслить, то мы погибли. Поэтому, заявляет М., я начинаю с понимательной тавтологии: я — когито, я мыслю. Это метафиз. ощущение жизни проговаривалось М. бесконечное число раз. Только об этом фактически он и вел свой филос. разговор. И когда его спрашивали, как он определяет собственную филос., он отвечал: я представитель естеств., натуральной филос., как понимал ее Кант, когда писал в "Критике чистого разума", что не стремление человека к счастью, связанное с достижением внешн. успеха и благополучия, и не любовь или симпатия характеризуют моральный поступок, но уважение к моральному закону как таковому, следование долгу, поскольку лишь этика долга дает нам не теор., а практич. жизненную уверенность распоряжаться собственной свободой.

Соч.: К проблеме метода истории философии // ВФ. 1965. № 6; Анализ сознания в работах Маркса // Там же. 1968. № 6; Формы и содержание мышления. М., 1968; Классическая и современная философия. [В соавт.]. М., 1972; Проблема объективного метода в психологии. [В соавт.] // ВФ. 1977. № 7; Символ и сознание. [В соавт.]. Иерусалим, 1984; Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси. 1984; Картезианские размышления (январь 1981). М., 1993; Проблема сознания и философское призвание // ВФ. 1988. № 8; Лекции о Прусте. М., 1995; Необходимость себя. Введение в философию, доклады, статьи, философские заметки. М., 1996; Стрела познания. Набросок естественноисторической гносеологии. М., 1996; Психологическая топология пути. М.Пруст "В поисках утраченного времени". Тбилиси, 1996 (переиздана в СПб. в 1997); Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. [В соавт.]. М., 1997 (дополн. и пере-раб. изд. кн., вышедшей в Иерусалиме в 1984); Лекции по античной философии. М., 1999; Кантианские вариации. М., 2000; Эстетика мышления. М.,

2000.

Ю.П.Сенокосов



Мамардашвили, Мераб Константинович

Род. 15 сентября 1930 г., в г. Гори, ум. 25 ноября 1990 г., в Москве. Грузинский философ. Выпускник философского факультета МГУ. Был заместителем главного редактора журнала "Вопросы философии" (с 1968 г.), сотрудником тбилисского Института философии (с 1980 г.). Работы: "Формы и содержание мышления" (1968); "Символ и сомнение" (совм. с А. М. Пятигорским, 1982); "Классические и неклассические идеалы рациональности" (1984); "Как я понимаю философию" (1990); "Картезианские размышления" (изд. 1993).

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое мамардашвили мераб константинович
Значение слова мамардашвили мераб константинович
Что означает мамардашвили мераб константинович
Толкование слова мамардашвили мераб константинович
Определение термина мамардашвили мераб константинович
mamardashvili merab konstantinovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):