Большая биографическая энциклопедия - маньковская надежда борисовна
Маньковская надежда борисовна
(р. 02.07.1948) — спец. по эстетике; д-р филос. наук, проф. Род. в Москве. Окончила Моск. гос. пед. ин-т иностр. языков (1970), асп. филос. ф-та МГУ (1974). С 1970 по 1979 — преп. МГИМО. С 1979 — м. н.с, ст. н.с, с 1990 вед. н. с. ИФ РАН. С 1987 — преп., с 1990 — проф. ВГИК. Докт. дисс. — "Проблема "Художник и общество" в современной французской эстетике" (1987). Переводчик кн.: Делез Ж. Различие и повторение. СПб., 1998; Леви-Строс К. Мифологики. Т.2. От меда к пеплу. М.-СП6., 2000; Левинас Э. От существования к существующему. Его же. Познавая существование с Гуссерлем и Хайдеггером // Левинас Э. Избр. в 2 т. Т.1, 2. М. — СПб., 2000. Чл.-корр. Академии гуманит. иссл. Вице-президент Всеросс. эстетич. ассоциации. М. выдвинула и обосновала концепцию модернизма, постмодернизма и постпостмодернизма как неклас-сич. эстетики XX в., принципиально отличающейся от антично-винкельмановской, гегелевско-кантовской западноевроп. эстетики. Систематизированы признаки нонклассики в теории и художеств. практике модернизма: обретение рядом понятий обыденного сознания статуса филос.-эстетич. категорий; тенденции эстетизации филос.; трансформация норм и критериев класс. эстетики, чьим результатом явился приоритет диссонанса, дисгармонии в музыке; нефигуративнос-ти, асимметрии в живописи; абсурда, безобразного в литературе, театре, кинематографе. Постмодернистская тенденция определена как неканоническая в силу ее принципиальной асистематичности, сознательного эклектизма, установки на расшатывание понятийного аппарата класс. эстетики; ее канон — отсутствие канона. Проведен системный анализ постмодернистской эстетики как феномена культуры. Исследованы теор. основы эстетики постмодернизма — постструктурализм, постфрейдизм, теория деконструкции. Рассмотрены его ключевые методол. проблемы. Проанализированы узловые вопросы соотношения постмодернизма, авангарда, массовой культуры. Раскрыта специфика постмодернизма в искусстве и постнекласс. науке, его соотношение с алгоритмической и экол. эстетикой. В качестве наиболее существенного филос. отличия постмодернизма прослежен его переход с позиций класс. антропоцентрического гуманизма на платформу совр. универсального гуманизма, а также отказ от европоцентризма и этноцентризма. Предложено авт. видение постмодернизма в России, отличающее его от амер. и западноевроп. моделей. Проанализированы осн. направления постмодернизма в разл. видах отеч. искусства, иссл. художеств. язык постмодерна. Выдвинута гипотеза о перспективах постпостмодернистской эволюции, первыми признаками к-рой являются виртуалистика и транссентиментализм. Выявлено принципиальное отличие постпостмодернизма от модернизма и постмодернизма, заключающееся в утверждении ряда новых художеств.-эстетич. канонов, стремлении создать принципиально новую художеств. среду. Разработана эстетич. концепция виртуальной реальности в искусстве, чей стержень — виртуальные артефакты как компьютерные двойники действительности, иллюзорно-чувственная квазиреальность. На основе анализа специфики виртуального искусства иссл. тенденции виртуализации психол. эстетич. восприятия.
Соч.: Художник и общество. Критический анализ концепций в современной французской эстетике. М., 1985; Шизоанализ вместо психоанализа? М., 1991; Париж со змеями. (Введение в эстетику постмодернизма). М., 1995; Виртуальный мир и искусство. [В соавт.] // Архетип. 1997. № 1; Эстетика постмодернизма. СПб., 2000; Эстетика русского постмодернизма. М., 2000.
Большая биографическая энциклопедия
2009