Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - матэ василий васильевич

Матэ василий васильевич

(Mathé); гравер на дереве и крепкой водкой, родился в Пруссии, в 1½ часах езды от Вержболова в 1856 г.; детство свое провел в имении отца в Любани (близ Петербурга); воспитывался в реформатском училище в Петербурге. Еще в бытность учеником этого училища он посещал Петербургскую рисовальную школу для приходящих, где в 1872 году занимался гравированием под руководством А.А. Серякова. В 1875 г. поступил в Акад. художеств, a в 1880 был на один год послан академиею к Панемакеру в Париж для усовершенствования в гравировании, на средства в. кн. Владимира Александровича. В 1882 г. совет академии нашел возможным продлить срок пенсионерства его еще на три года за работы, присланные им из-за границы на всероссийскую выставку в Москве. В это время он занимался и гравированием на меди под руководством знаменитого французского гравера Гальяра. По возвращении в Петербург в 1884 году он был приглашен преподавателем ксилографии и офорта в Центральное училище технического рисования барона Штиглица, где занимал эту должность до последнего времени. В 1894 г. избран действит. членом вновь преобразованной Академии художеств; и вслед за тем определен в оной профессором — преподавателем гравирования, на место уволенного в этом году гравера Пожалостина. При огромном таланте Матэ отличается необычайным трудолюбием, и нет почти ни одного иллюстрированного журнала, в котором бы он не участвовал своими ксилографиями. (Эта биография заимствована из "Наших Художников" Ф.И. Булгакова.) Представляю список его офортов:

1. Портрет Банвиля, неконченый; сделан в Париже.

2. Портрет Мусоргского: "Матэ 1881".

3. Портрет В.В. Верещагина. 1-е оттиски с большой доски и с головкою натурщика внизу; во 2-х головка натурщика почти стерта; 3-и — с уменьшенной доски; часть доски, где была головка, почти вся отрезана; 4-е с подписью: "Матэ 1882 | paris". В 5-х левое плечо заштриховано и закруглено. 4-е и 5-е приложены к 1-му вып. журнала Вестн. Изящн. Искусств ,1883 г.

4. Оттиск с доски, на которой едва намечена женская головка. У Е.Е. Рейтерна.

5. Голова старого крестьянина (неконченая).

6. Портрет Самойлова (сына), сидящего y окна с гитарою. Внизу подпись: "Самойлов — гра на м | Матэ"; на стеклах окна надпись: "Сойди сюда на берег темный | нас скроет сумрак голубой | моя Сашка канашка".

7. Статуя сидящей женщины с показанием скелета: "В. Матэ".

8. Надгробный памятник Мусоргского: "В. Матэ".

9. Старый боярин, с картинки Чистякова. Неконченая доска.

10. Приглашение на елку в Париже: женщина в русском платье отдергивает занавесь, на которой изображен двуглавый орел; за занавесью елка: "На елку | на русскую | в Париж y русских художников — пожалуйте. К.Н.К..."

11. На одной доске два изображения:

1. Мужчина, лежащий на траве, и 2. Ряд изб, две разговаривающие бабы, вдали церковь.

12. Старик еврей вдевает нитку в иголку; с барельефа Антокольского. В 1-м оттиске барельеф без рамки; во 2-м с рамкою.

13. Портрет Викт. Пав. Гаевского: "В. Матэ | В. Гаевский (гриф) — Учредитель премии гравирования при Императорском Общ. Поощ. Худ.".

14. Божия Матерь с Младенцем на престоле, по бокам два святых. С эрмитажной картины.

15. Портрет раввина Манасе бен Израэля; с картины Рембрандта в Эрмитаже.

16. Мария Магдалина с карт. Мурильо. 1-й оттиск: лицо очень зачернено. 2-й — лицо ослаблено, волосы и платье усилены. 3-й — фон, лицо, волосы и платье усилены; эти оттиски прилагались к 5-му вып. журн. Вестн. Изящ. Искусств, 1885.

17. Портрет Рембрандта, им самим написанный, из Лейхтенбергской галереи. 1-е пробные отпечатки; 2-е оконченные оттиски. 3-и с укороченной доски для 4-го выпуска журнала Вестн. Изящ. Искусств, 1886 г.

18—23. Шесть досок для каталога выставки серебряных изделий в школе барона Штиглица (1885 года), именно листы 7, 22, 23, 25, 28 и 34.

24. Царь Иван Грозный с сыном Иваном, смертельно раненным. Большая неконченая гравюра с картины И. Репина, 1885.

25. Царь Иван Грозный y смертного одра своего сына. С картины В. Шварца.

26. Погрудной портрет актера В.В. Самойлова; без подписи.

27. Погрудной портрет Д.В. Григоровича.

28. Погрудной портрет Д.А. Ровинского.

29. Погрудной портрет И.Н. Крамского: "В. Матэ"; неконченый.

30. Князь Сергей Григорьевич Гагарин; профиль вправо; неконченый.

31. Гравюра с картины Вандика: "Томас Франц Кариньян Принц Савойский. В. Матэ".

32. К. Брюллов рисует, другие смотрят на него.

33. Погрудной портрет банкира Э.М. Мейера, 3/4 вправо, в круглой рамке с драпри, над которой: "MDCCCLX и MDCCCLXXXV", a внизу изображены: зять его Карл Фед. Винберг и дом Мейера на Английской набережной.

34. Крестьянин с мешком в левой руке y входа в хату. С собственного рисунка.

35. Портрет В.В. Стасова, с оригинала И. Репина. Неконченый.

36. Погрудной портрет Н. Лескова, с фотографии, для издания его сочинений, 1889 г.

37. Поколенный портрет Сергея Никол. Шубинского, редактора Истор. Вестника (1890). Подп.: "Матэ".

38. Большой посмертный портрет нефтепромышленника Нобеля; 1891.

39. Погрудной портрет, 3/4 вправо, Надежды Яковлевны Шведовой, рожд. Вейнберг: "Общественная деятельница — в области — благотворительности и педагогии".

40. Этюд с натурщицы: "Матэ"; неконченый.

Но еще значительнее число его гравюр на дереве, которые он делает всегда живописно, мягко и характерно; их теперь уже более 200, и они очень ценятся любителями и составляют лучшее украшение иллюстрированных журналов. Вот главнейшие портреты: А.А. Половцев, И.А. Гончаров, Е.И. Ламанский, Айвазовский, стоящий перед мольбертом; вел. кн. Елена Павловна и сотрудники ее по консерватории; И.Н. Крамской; граф Л.Н. Толстой, в креслах читает; он же за работою в поле (1887). Он же в деревне (1892); он же в кабинете; все с картин и рисунков Репина. М.Х. Рейтерн (1890). А.Г. Рубинштйн (1889). А. Боголюбов, В.В. Верещагин, танцовщица К. Брианца, певица Мравина, тенор Фигнер, А.С. Суворин; М. Зичи и масса других. Из копий с картин особенно замечательны: "Боярыня Морозова", с картины Сурикова; цыганка, с картины Харламова; женская головка, с Греза, голова Иоанна Крестителя, с Иванова.

Другие многочисленные ксилографии его находятся в журналах: "Русская Старина", "Исторический Вестник", "Пчела" (с 1876 до прекращения), "Живописное Обозрение" (с 1879 по 1883), "Всемирная Иллюстрация" (с 1887), в изданиях: Ушинского "Родное Слово" и "Детский Мир", "Воспоминания" В.В. Верещагина, "Дома и на Войне" А.В. Верещагина, "Геология" проф. Иностранцева для СПб. университета; "Иллюстрированная История Петра Великого" (изд. А.С. Суворина), "Иллюстрированная История Екатерины II" (то же), "Словарь д-ра Симонова", "Запорожье" г. Эварницкого, "Волынь" и "Белорусия и Литва" (изд. П.Н. Батюшкова), "Конек-Горбунок" Ершова, "История русской литературы" г. Полевого; портреты для "Дешевой Библиотеки".

{Ровинский}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое матэ василий васильевич
Значение слова матэ василий васильевич
Что означает матэ василий васильевич
Толкование слова матэ василий васильевич
Определение термина матэ василий васильевич
mate vasiliy vasilevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):