Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - матфей митрополит казанский

Матфей митрополит казанский

— митрополит Казанский и Свияжский.

2 июля 1606 года отец Матфей был назначен игуменом Кирилло-Белозерского монастыря. Он управлял монастырем в тревожное Смутное время (1606—1615), при этом проявил незаурядные администраторские способности и мудрую распорядительность. Организовал защиту монастыря от натиска литовцев и поляков. Своими патриотическими действиями он завоевал большое доверие со стороны духовной и светской власти.

В 1613 году его пригласили в Москву для избрания нового царя, где он был видным деятелем на состоявшемся 21 февраля 1613 года Великом Земском Соборе.

Патриотическая и общественная деятельность игумена Матфея выдвинула его из ряда других духовных лиц, он был избран кандидатом на Казанскую митрополию.

7 февраля 1615 года состоялась хиротония архимандрита Матфея во епископа Казанского и Свияжского с возведением в сан митрополита.

8 Казанском крае было в то время очень неспокойно. Отголоски Смутного времени прокатились по всему Поволжью. Поэтому на Казанскую кафедру требовался архипастырь деятельный и твердый. Этими качествами и отличался преосвященный Матфей.

Деятельность митрополита Матфея в Казанской епархии была обширна и разнообразна. В первую очередь ему пришлось усмирять взбунтовавшихся иноверцев, часто приходилось разбирать спорные дела казанских воевод, мирить их между собой. С ним советовались по всем житейским вопросам, он мог ответить и как организовать оборону города, и какое оружие применить, и где его достать. Владыка Матфей пользовался доверием царя и патриарха, которые прислушивались к мнению Казанского архипастыря как человека объективного в своих суждениях.

Митрополит Матфей, являясь, в сане иерарха, мужем государственным, по прибытии в Казань проявил себя как церковный деятель и радетель о своей разноплеменной пастве и как печальник о разных нуждах своей епархии. Он стремился укрепить Православие в епархии. С этой целью осуществил перенесение почитаемых в Казани мощей святителя Гурия из Спасо-Преображенского монастыря в кафедральный Благовещенский собор (20 июня 1630 года).

Большое значение в деле укрепления Православия в крае имела миссионерская деятельность митрополита Матфея. Однако напряженная обстановка среди новокрещенных, сложившаяся в период Смутного времени, не давала возможность широко развернуть миссионерское дело. Поэтому святитель Матфей стремился в первую очередь удержать в Православии тех, кто принял уже крещение раньше, защищая их от некрещенных соплеменников.

Большое внимание уделял митрополит Матфей строительству монастырей в крае, справедливо считая их опорой Православия. При нем возникла знаменитая Седмиезерная Богородицкая Вознесенская пустынь в 18 км от Казани. Этой обители преосвященный Матфей уделял много внимания. Почти одновременно с Седмиезерной была устроена по благословению владыки и другая славная Казанская пустынь — Раифская Богородицкая. К первым годам его управления Казанской епархией относят устройство Троицкой Ураевской пустыни.

В 1625 году возникла четвертая православная обитель при митрополите Матфее — Юнгинский Спасский Космодамиановский монастырь. Через три года в обители было построено две церкви: одна в честь Нерукотворного Образа Спасителя, другая в честь Казанской иконы Божией Матери. Много внимания уделял владыка благоустройству архиерейского дома. Святитель Матфей плодотворно управлял Казанской епархией в течение 31 года.

Скончался 13 января 1646 года. Погребен в кафедральном соборе у северной стены.

Литература:

Никанор (Каменский), архиепископ. Казанский сборник статей архиепископа Никанора (Каменского). — Казань, Церковное историческое общество, 1909, с. 479.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1401. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 56, 288.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 49.

Прибавления к "Церковным ведомостям". — СПб., 1915, № 3—8.

Православный собеседник. — Казань, 1901, январь, с. 17.

Известия по Казанской епархии. — 1885, № 17, с. 577. — 1902, № 4, с. 161—174. — 1907, № 42, с. 1310. Самарские епархиальные ведомости. — 1878, № 22, с. 454.

Русский архив. — М., 1901. — Кн. 1, № 2, с. 195.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 7, с. 705. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1138.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое матфей митрополит казанский
Значение слова матфей митрополит казанский
Что означает матфей митрополит казанский
Толкование слова матфей митрополит казанский
Определение термина матфей митрополит казанский
matfey mitropolit kazanskiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):