Большая биографическая энциклопедия - майков валерьян николаевич
Майков валерьян николаевич
[1823—1847] — литературный критик, один из ранних представителей русской позитивной эстетики. Род. в Петербурге в семье живописца Николая Аполлонрвича Майкова. Окончив в 1842 юридический факультет СПб университета, М. принимает участие вместе с Петрашевским, взглядов которого он не разделял, в составлении первого выпуска "Карманного словаря иностранных слов" Н. С. Кириллова (вышло 2 выпуска, 1845—1846), затем становится во главе основанного в 1845 Ф. К. Дершау журн. "Финский вестник"; в начале 1846 переходит в "Отечественные записки" Краевского на место ушедшего в "Современник" Белинского. В следующем году М. начал сотрудничать в "Современнике". Летом 1847 утонул.
По своим общественным взглядам М. является сторонником промышленного развития России, городской культуры и внедрения капитала в сельское хозяйство. В статье "Производительность и распределение богатства" (написана в 1842, напечатана в 1891) М. становится на позицию буржуазной политической экономии Ад. Смита, защищает собственность, конкуренцию, концентрацию капитала, ибо все это "содействует безграничному усилению производительности", отвергает критику теории Смита со стороны Сисмонди и его последователей; выступает против "смешных" проектов утопистов (Луи Блан, Фурье), так как утопии принесут бедствия, превосходящие "сумму зол, рождаемых неравенством". Соглашаясь с Сисмонди, что "эксплуатация гибельна для рабочего класса", М., в развитие учения Ад. Смита, предлагает реформу (буржуазный характер которой отмечал еще Плеханов), сводящуюся к отмене "задельной платы" и установлению "дольщины", т. е. участия рабочих в прибыли предприятия. Это, по мнению М., водворит равновесие между хозяевами и работниками и установит "единство в направлении эгоистических стремлений, которые одни составляют прочное, немечтательное, разумное и естественное основание человеческого сожития". Надежды на проведение реформы Майков возлагает на государство, чуждое пристрастия к богатым и бедным. Одновременно Майков в статье "Общественные науки в России" [1845] ополчается против идеалистической философии Фихте, Шеллинга и Гегеля, позволяющих "предаваться мышлению независимо от опыта" и тем самым не создающих истинной науки. Он считает правильным, но недостаточным "скептический анализ" энциклопедистов XVIII в., так как "этот анализ разрушал для того, чтобы разрушить". Признаком же истины является соединение умозрения с опытом, анализа с синтезом. Симпатии Майкова на стороне новой французской позитивной философии, главным образом Огюста Конта, влияние которого сказалось на идее Майкова создать "философию общества", основанную на системе положительных знаний, посредством обобщения отдельных наук ("объективный метод" Конта). Задача — общественное благосостояние — разрабатывается по частям в отдельных науках. Для каждой науки устанавливаются точные границы. "Порядок вещей, оправдываемый одной из общественных наук, может быть одобрен только тогда, когда и другие науки его оправдывают". Эта новая наука даст соединение "идей и опытов" и будет служить общечеловеческому совершенству.
Критическая деятельность М. продолжалась немногим более года и ознаменовалась резкими выпадами против Белинского и отрицанием его критики. М. восстает против той связи литературы с общественной жизнью, которую устанавливал великий критик, против публицистических элементов в его работах и обвиняет Белинского в непонимании художественной формы, в приравнении ее к формам действительности. Выступая против общественных взглядов Белинского, М. играл глубоко реакционную роль, критика же в лице М. "совершила не поступательное, а попятное движение" (Плеханов). По мнению М., критик должен прежде всего объяснять произведения искусства как выражения общечеловеческих черт, выросших на основе развития талантливой личности художника. Это положение он развивает попутно с изложением своей теории исторического процесса, направленной против славянофилов. Цель исторического процесса — "преодолеть национальное и достичь общечеловеческого совершенства". Национальные особенности, — то, что создает из людей русских, немцев, англичан и т. д., — это порочные отклонения от чистой человечности. Общий всем людям идеал чистого человеческого типа состоит из одних положительных черт, "добродетелей" (влияние французской буржуазной школы естественного права). Талантливые личности писателей противодействуют национальным ("порочным") особенностям, освобождаются от них и выражают в своем творчестве идеальные, общечеловеческие черты. К чертам "чистого антропологического" типа М. относит черты, имеющие прежде всего экономическое значение. Полезность — вот критерий для оценки художественного образа. Так например Кольцов, по мнению М., не ограничивается верным изображением национальных русских черт — неподвижности и удальства, — а выдвигает то общее, что ставит его выше времени. Общечеловеческое у Кольцова М. видит в своеобразном пуританизме его натуры — в трудолюбии, бережливости, смелости, в цельном, не разъеденном рефлексией характере и спокойствии, с каким он пробивает себе дорогу. Эта основная черта оценки художественного произведения отличает М. не только от Белинского, но и от всей критики 40-х гг.
Однако главный огонь М. был направлен против литературы и критики романтизма и классицизма. В статье о Кольцове [1846] М. выступил против идеалистической эстетики этих направлений. "Идеал — односторонняя абстрактность, между тем как в действительном мире нет ничего отвлеченного и одностороннего". Он отрицает также теорию возникновения искусства как слияния идей с художественной формой. Суть не в формах и не в идеях, ибо "воображение никогда не породит ничего такого, в чем не было бы хоть капли действительности". Суть — в жизни, в действительности. "Художественное творчество есть пересоздание действительности не изменением ее форм, а возведением их в мир человеческих интересов (в поэзию)". Свою теорию изящного М. обосновывает тем, что "каждый из нас познает и объясняет себе все единственно по сравнению с самим собой". Поэтому дело не в предмете, которым занимается художник, а в отношении к нему.
С этой точки зрения для М. неприемлемы классицизм и романтизм в литературе, ибо они "выражают одну идею — отрицание изящества в действительности". Им он противопоставляет "натурализм" Гоголя. Майков упраздняет критические системы догматической эстетики (Мерзляков, Полевой), дающие рецепты изящного, тогда как "нет на свете предмета не изящного, не пленительного". Новая опытная эстетика не должна "запрещать писателю выражать свои мысли в какой ему угодно форме", лишь бы он изображал реальную, а не вымышленную действительность. Задача критика теперь резко меняется и "ограничивается опытом, исследованием обстоятельств, сопровождающих зачатие, развитие и выражение художественной мысли". Критика поэтому не опережает литературы, как это было у романтиков, а литература выражает эстетически только то, что пришло в "общее сознание общества".