Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - медведев михаил ефимович

Медведев михаил ефимович

(Медведев — сцен. псевд.; наст. фам..Бернштейн; наст. имя и отчество Меер Хаймович) [8(20).7.1858, местечко Ракитное, ныне Киев. обл. — 1 (в нек-рых источ. 8).8. 1925, Саратов] — арт. оперы (драм. тенор), камерный певец, антрепренер и педагог. Род. в семье раввина. Обладая красивым голосом (альтом), в детстве пел в хоре. В 1876 поступил в Киев. муз. уч-ще, где учился пению сначала в кл. А. Ваккер, затем у И. Кравцова. В 1878 Н. Рубинштейн, услышавший его голос и оценивший талант юноши, предложил М. отправиться вместе с ним в Москву. М. был определен на 3-й курс Моск. конс. в кл. Дж. Гальвани; сцен. мастерству обучался в кл. И. Самарина. Будучи студентом конс., подготовил под рук. П. Чайковского партию Ленского и исп. ее на премьере оперы в ученическом спектакле (1879). В 1882 дебютировал в партии Собинина в Киев. опере (антр. И. Сетова), где пел один сезон, позднее выступал в провинции: Харькове (1883), Одессе (1884), Казани, Тифлисе (1887—88), Симбирске, Н. Новгороде, Таганроге, Самаре, Орле, Воронеже (1886), Саратове (1887, 1897), Екатеринбурге (1887), Киеве (1888, антр. Н. Савина), Ростове-н/Д. В 1885—86 и 1891—92 солист моск. Большого т-ра (дебютировал в партиях Ленского и Рауля). В 1891 дебютировал в партии Отелло ("Отелло" Дж. Верди) на сцене петерб. Мариинского т-ра, где выступал один сезон. Оставив казенную сцену, до 1916 вновь выступал в провинции (в т. ч. в Казани, 1897— 98, 1901; Киеве (1893/94), где нек-рое время возглавлял оперные труппы. С этими коллективами гастролировал в Москве (1903), на Украине (Одесса, Киев. Херсон. Донецк), в Поволжье (в т. ч. в Саратове), в Крыму, на Север. Кавказе, в Кишиневе. В 1905 пел в петерб. "Новой опере" под упр. А. Церетели. В 1898—1900 с большим успехом концертировал по городам США (Нью-Йорк, Филадельфия, Бостон, Чикаго) и Канады (Монреаль, Квебек); в 1901 организовал оперную труппу для гастролей по Америке. Обладал исключительным по красоте и силе голосом (особенно в среднем и верхнем регистрах) баритонального оттенка неск. горлового тембра, первоклассной школой, ярким драм. дарованием. В репертуар входили как лирич., так и драм. партии. В нач. 1910-х гг. исп. баритоновую партию Риголетто.

1-й исп. партии: Ленского ("Евгений Онегин"), Вакулы ("Рождественская ночь"), Роллы ("Ролла"), Саввушки ("Каширская старина"); в Одессе — Ленского ("Евгений Онегин"), Вакулы ("Рождественская ночь"); в Тифлисе — Карла II ("Дон Сезар де Базан"), Кирибеевича ("Купец Калашников"); в Киеве — Германа ("Пиковая дама", по настоянию П. Чайковского), Канио ("Паяцы"), Самсона ("Самсон и Далила"); в Большом т-ре — Германа ("Пиковая дама"). Луч шая партия — Герман. При подготовке партии постоянно консультировался с композитором. Первоначально трактовал эту партию как подчеркнуто мелодраматическую. Впоследствии освободился от аффектации, свидетельствовавшей о налете провинциализма, и сумел раскрыть эмоциональный мир героя. На подаренном певцу клавире Чайковский написал: "Лучшему Герману". Арт. также пользовался успехом в партиях Собинина, Финна, Князя ("Русалка" А. Даргомыжского), Дона Жуана ("Каменный гость") Нерона ("Нерон"), Руальда, Йонтека, Флорестана, Самсона, Тангейзера, Рауля, Иоанна Лейденского, Роберта ("Роберт-Дьявол"), Отелло ("Отелло" Дж. Верди, в этой партии критики сравнивали с Э. Тамберликом, а в искусстве драм. игры с трагиками А. Олдриджем, Т. Сальвини и Э. Росси). В роли Отелло он выступил и на драм. сцене (1909, Одесса). Др. партии: Синодал, Кирибеевич; Фауст ("Фауст"), Герцог ("Риголетто"), Хозе ("Кармен"), Васко да Гама, Элеа-зар, Канио. Партнеры: М. Дейша-Сионицкая, А. Крутикова, Б. Корсов, И. Тартаков, П. Хохлов. Пел п/у И. Альтани, Г. Лишина, И. Прибика, Н. Рубинштейна, В. Сука.

В концертах с большим мастерством исп. камерные произв. Ф. Шуберта, Ж. Массне, М. Глинки, Ц. Кюи, Н. Римского-Корсакова, А. Аренского; особое место в его камерном репертуаре занимали романсы Чайковского. Гастролируя по Сев. Америке, пропагандировал произв. рус. композиторов. Местные газеты писали: "Исполнением романсов Чайковского Медведев открыл Америке русского Шуберта"; "Прекрасное исполнение романсов Чайковского не часто приходится слышать. Поэтому редким наслаждением было слушать их в исполнении Медведева".

В 1898 преподавал в Киев. муз. школе Блю-менфельда, в 1901—05 — в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонического общества (с 1903 проф.), в 1905 — в Киев. конс. Позднее открыл "Киев. оперные высшие муз. и драм. курсы", где, помимо вокала, преподавались теория музыки, дикция и сцен. мастерство. В 1907 в Ростове-н/Д вел вокальный кл. в театр. школе Пресмана. Осенью того же года был приглашен С. Брыкиным в Киев. оперу в качестве учителя сцены. В 1908—11 преподавал в Киев. конс., в 1912—25 проф. Саратов. конс., где вел кл. сольного пения и оперный кл. По инициативе M., a также А. Пасхаловой здесь был открыт кл. Камерного пения. Вместе с Н. Сперанским организовал в Саратове постоянный оперный т-р (1918—20) и был его рук. Ученики: В. Г. Воинов, В. Дамаев, А. Дроздов, С. Левик, А. Мозжухин, Ф. Мухтарова, Г. Пирогов, М. Ростовская-Ковалевская, Л. Русланова, М. Скибицкая, Б. Хохлов.

Записывался на грампластинки в Петербурге ("Колумбия", 1903) и Киеве ("Стелла", 1910).

Архив. материалы певца — в Гос. Дом-музее П. И. Чайковского в Клину.

Лит.: Яpон С. Г. Воспоминания о театре. (1867—1887). — Киев. 1898. С. 328—330, 393: Михаил Ефимович Медведев: Очерк 20-летней артистической деятельности. 1881 —1901. — Киев. 1901; Шкафеp В. П. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания: 1890—1930. — Л., 1936. С. 112; Щепкина-Куперник Т. Л. Театр в моей жизни. — М.; Л., 1948. С. 47—48; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 91 — 108; Боголюбов H. H. Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 32; Воспоминания о П. И. Чайковском: Сб. статей / Сост. Е. Е. Бортникова, К. Ю. Давыдова, Г. А. Прибегина. — М., 1973. С. 221, 222; Гозенпуд А. А. Русский оперный 1890— 1904. — Л., 1974. С. 63, 67, 68, 70, 111; Кузьмін M. I. Забуті сторінки музичного життя Києва. — Київ, 1972. С. 201—202; Соболева А. Выдающийся мастер русской оперы // Коммунист (Саратов). 1940. 1 авг.; Ханецкий В. Знаменитый русский тенор // Там же. 1983. 22 июля.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое медведев михаил ефимович
Значение слова медведев михаил ефимович
Что означает медведев михаил ефимович
Толкование слова медведев михаил ефимович
Определение термина медведев михаил ефимович
medvedev mihail efimovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):