Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - мельгунов юлий николаевич

Мельгунов юлий николаевич

(1846—1893) — известный пианист, музыкальный теоретик и критик; окончил курс в Александровском лицее, потом посещал московскую консерваторию. Вместе с профессором Руд. Вестфалем издал "Десять фуг для фортепиано И. С. Баха" (3 изд., М., 1885), с предисловием М.: "О ритмическом исполнении фуг Баха". Концертировал в Германии и России. Главный труд М. — "Русские песни, записанные непосредственно с голосов народа" (2 вып.), с обширным предисловием к первому выпуску (1879), где впервые высказан оригинальный взгляд на строй русской народной музыки и указаны законы и особенности этого строя. Вслушиваясь в отдельные части народного хора, М. записывал каждый отдельный голос и затем, скомбинировав разные голоса, получал музыку песни в том самом виде, в каком она исполняется (гармонизируется) народом-певцом. По мнению М., в русской народной музыке хор составляется из отдельных напевов, которые каждый из участвующих голосов ведет совершенно отдельно от других. Таким образом каждый голос хора представляет собой вариацию основного напева песни, а комбинация отдельных вариаций дает общую гармонию; унисон слышится только в начале и конце песни или ритмического отдела. Ко всем почти хоровым песням приложены в сборнике М. варианты, совместное исполнение которых и составляет естественную гармонию; последнюю дают фортепьянные переложения М. Неоконченными остались труды М. по изучению ритмики общеславянской музыки и учебник ритмики. В "Этнографическом Обозрении" (кн. VI) М. напечатал статью "К вопросу о русской народной музыке" (по поводу новейших собраний народных песен); в "Трудах Этнографического Отд.", т. XI, вып. 1 ("Известия Общества Любителей Естествознания", т. 69) им редактированы вологодские песни, собранные М. Куклиным.

Ср. Миропольский, "О музыкальном образовании народа" (1882).

{Брокгауз}



Мельгунов, Юлий Николаевич

— пианист и музыкальный исследователь, род. 30 августа 1846 в г. Ветлуге (Костромской губ.), ум. 19 марта 1893 в Москве. Окончил в 1866 Александровский лицей, будучи в котором брал уроки игры на фп. у Дрейшока; 18 лет выступил уже как пианист в СПб. Изучал также теорию музыки у Лароша и около 1870 поступил в московскую консерваторию, но вскоре ушел оттуда, оставшись, однако, жить в Москве. Здесь М. сблизился с известным Р. Вестфалем, воспринял его идеи и вместе с ним издал "10 фуг для фп. И. С. Баха" (с указанием ритмического расчленения фуг по системе Вестфаля и предисловием М. "О ритмическом исполнении фуг Баха"). В 70-х годах М. и Вестфаль устроили ряд концертов в Германии (более 60) с целью практической пропаганды своих взглядов на музыкальную ритмику и метрику (М. играл Баха). Позднее М. концертировал по России с Ф. Лаубом и К. Давыдовым. Главный труд М. — "Русские песни, непосредственно с голосов народа записанные" (переложение для фп. со словами; 1-й вып., при участии Кленовского, Москва, 1879; 2-й вып., при участии П. Бларамберга, СПб., 1885). В интересном предисловии к 1-му выпуску М. излагает свои взгляды на русскую народную песню: 1) она основана главным образом на двух ладах: натуральном мажорном и натуральном минорном; 2) если она поется хором, то полифонична; гармония ее слагается из "подголосков" — самостоятельных, своеобразно контрапунктирующих друг другу напевов ("вариантов"); унисоны встречаются только в конце песни или ее ритмических отделов; встречаются и модуляции. Записав все подголоски, можно ясно видеть гармонический остов песни; этим именно способом и составлены фортепианные переложения песен в сборнике М-а. Гармония минора строится в направлении, противоположном гармонии мажора (система гармонического дуализма, позднее широко развитая Г. Риманом). 3) В мелодии отсутствуют хроматизм и энгармонизм; почти не встречаются шаги больше квинты; нет трелей, длинных гаммовых ходов, гармонической фигурации. 4) Ритмика мелодий в тесной связи со строением текста и соответствует началам древнегреческой ритмики; наиболее распространенным типом является простой период из двух предложений, но есть и всевозможные другие построения. — Позднее изданы были также 12 песен для хора М. и Бларамберга. Кроме того, М. написал: "К вопросу о русской народной музыке" ("Этнографическое Обозрение" кн. 6) и редактировал вологодские песни, собранные М. Куклиным ("Труды Этнографического Общества", т. XI, вып. 1). После М. остались в рукописи: "Руководство для правильного записывания русских песен", "О музыкальном ритме", "О законах ритма и гармонии русских песен", "Ритмика народных славянских песен", "Учебник фортепианной техники", полный перевод "Allgemeine Theorie der musikal. Rhytmik" Вестфаля, записи народных песен и др. Часть этих трудов приготовляется ныне к изданию. Некролог М. см. "Этнографическое обозрение", 1893, кн. 1.

(Э.).

{Риман}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое мельгунов юлий николаевич
Значение слова мельгунов юлий николаевич
Что означает мельгунов юлий николаевич
Толкование слова мельгунов юлий николаевич
Определение термина мельгунов юлий николаевич
melgunov yuliy nikolaevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):