Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - меньшикова александра григорьевна

Меньшикова александра григорьевна

— известная русская певица; род. в 1840 г.; училась у Риччи в СПб. и Вартеля в Париже; дебютировала на сцене Императорской оперы в СПб. в 1869 г. в роди Антониды в "Жизни за Царя". На сцене Мариинского театра Меньшикова пробыла до 1875 г. Редкий голос, представляющий соединение драматического и колоратурного сопрано, и драматический темперамент давали М. возможность выступать в самых разнообразных ролях, например в колоратурных ролях Изабеллы в "Роберте", Берты в "Пророке" и в драматических ролях Валентины в "Гугенотах", Юдифи в опере Серова. Репертуар М., составленный из русских и иностранных опер, был весьма обширен. До появления на спб. сцене совершила много артистических путешествий по России; пела и в Милане, когда там была поставлена "Жизнь за Царя". В настоящее время М. посвятила себя педагогической деятельности.

Н. С.

{Брокгауз}



Меньшикова, Александра Григорьевна (дополнение к статье)

(по мужу Меньшова) — певица; умерла в 1902 г. в СПб.

{Брокгауз}



Меньшикова, Александра Григорьевна

(по мужу Меньшова) — известная оперная певица (драматическое сопрано), род. 1840 в Малороссии, ум. 12 октября 1902 в СПб. Пению училась у Риччи в СПб. и Вартеля в Париже. В 1869 принята была на СПб. Мариинскую сцену после успешного дебюта в "Русалке". В 1875—76 М. временно вышла из состава труппы и выступила с собственной оперной антрепризой в Одессе, Харькове и Киеве. В 1876 М. вернулась на Мариинскую сцену и пела там до 1880, после чего лет 10 гастролировала еще в СПб. и провинции, совершая в то же время концертные поездки по России. Под конец посвятила себя исключительно преподаванию пения.

(В.).

{Риман}



Меньшикова, Александра Григорьевна

(Меньшикова — сцен. псевд.; урожд. Коробова; по мужу Меньшова) [3(15).6.1840 (в нек-рых источ. 1846), Украина — 12(25).10.1902, Петербург] — арт. оперы (лирико-драм. сопрано), педагог. Род. в семье помещика. Общее муз. образование получила в Клев. ин-те. После непродолжительного обучения пению в Петербурге у Ф. Риччи совершенствовалась в Италии и Париже (у П. Вартеля). В 1860 дебютировала на оперной сцене в Казани (антр. Ф. Бергера). В 1866—69 и 1880 солистка моск. Большого т-ра (дебютировала в партии Церлины — "Фра-Дьяволо"; при ее подготовке пользовалась советами И. Сетова). В 1869—75 и 1876— 80 пела в петерб. Марии иском т-ре (дебютировала в партии Антониды), где в полной мере раскрылось ее дарование, в 1872 принимала участие в спектаклях петерб. Итал. оперы. В 1874 по приглашению А. Сантагано-Горчаковой с большим успехом гастролировала в Милане (т-р "Даль-Верме"), участвовала здесь в первом представлении "Жизни за царя" М. Глинки. В том же году выступала в Швейцарии. В 1875 вместе с А. Раппортом организовала оперную антрепризу, с к-рой гастролировала (один сезон) в Одессе, Харькове и Киеве до 1876. В 1880—90 выступала в частных оперных антрепризах (Москва, Петербург, Рига, Ярославль, Томск, Кавказ). Обладала легким, гибким, ровным голосом обширного диапазона (две с половиной октавы), природной колоратурой. Свободно преодолевала тесситурные трудности, легко исп. трели, украшения и фиоритуры. В петерб. период пела не только сопрановые, но и меццо-сопрановые партии. В начале творческого пути М. критики отмечали в характере ее исп. внутреннее спокойствие и сдержанность. В моск. период ярко заявил о себе актер. темперамент певицы, придавший ее героиням черты эмоциональной силы и страстности. "Подобного голоса сопрано у нас в Петербурге нет: его можно сравнить только с голосом Патти, с той разницей, что голос Патти бесстрастен, как голос соловья, а голос Меньшиковой богат оттенками человеческой страсти" (Ц. Кюи)*. Репертуар М. включал разнохарактерные партии (колор., лирич., драм.).

1-я исп. партии: 1-й гречанки ("Торжество Вакха"); Марьи Власьевны ("Воевода"; партию готовила под рук. П. Чайковского); в Большом т-ре — Катерины ("Гроза" В. Кашперова); в Киеве — Гальки ("Галька"); на рус. сцене — Клеопатры ("Маккавеи"), Аиды ("Аида"). Большим событием в театр. жизни Москвы в 1868 была возобновленная постановка "Руслана и Людмилы", в к-рой наибольший успех выпал на долю М. — исполнительницы партии Людмилы. Др. лучшие партии: Антонида, Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Юдифь ("Юдифь" А. Серова), Изабелла ("Роберт-Дьявол"), Валентина, Галька. Др. партии: Рогнеда ("Рогнеда"); Донна Анна ("Дон Жуан"), Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Маргарита ("Фауст"), Леонора ("Трубадур"), Ирена ("Риенци"), Елизавета) "Тангейзер"). Партнеры: Б. Корсов, Е. Лавровская, Ф. Никольский, Д. Орлов, О. Петров, П. Радонежский, Ф. Стравинский. Пела п/у И. Альтани, Э. Мертена, А. Рубинштейна, И. Шрамека.

В симф. концертах исп. сольную партию в 9-й симфонии Л. Бетховена, в камерных концертах — романсы Ф. Шуберта и рус. композиторов (в т. ч. М. Глинки). Концертировала в Риге, Дерпте, Ковно, Вильно, Варшаве, Киеве.

Талант певицы высоко ценили Ц. Кюи, А. Серов, Н. Рубинштейн, Н. Кашкин, С. Кругликов, Г. Берлиоз. Ей посвятили свои романсы Ц. Кюи ("Люблю, если тихо") и П. Чайковский ("Не верь, мой друг", ор. 6 № 1, 1869).

В 1884 М. впервые поставила в Варшаве "Жизнь за царя" М. Глинки и "Руслана и Людмилу" (на рус. яз.).

В 1886 открыла в Петербурге у себя на дому курсы пения.

Лит.: Баженов А. Сочинения и переводы. — М., 1869. Т. 1. С. 709—710; Ларош Г. Муз. хроника: Новая русская опера: "Воевода" г. Чайковского. Бенефис г-жи Меньшиковой // Современная летопись. 1869. № 7; Галлеp К. А. Г. Меньшикова // Всемирная иллюстрация. 1878. № 482. С. 227; Кругликов С. Памяти А. Г. Меньшиковой // Новости дня. 1902. № 6951; Амфитеатров А. В. Собр. соч. в 37 т. Т. 21: Склоненные ивы. Очерки. — СПб., 1913. С. 139—141; Стаpк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и ее мастера. 1890—1910. — Л.; М., 1940. С. 18; Кюи Ц.* Избранные статьи / Сост., автор вступ. статьи и прим. И. Л. Гусин. — Л., 1952; Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. — М., 1953; С. 430; Попов Е. Опера на... Манеже // Красное знамя (Томск). 1966. 19 февр.; Лесс А. Неизвестный автограф Чайковского // Муз. жизнь. 1972. № 7. С. 16; Кузьмін M. I. Забуті сторінки музичного життя Києва. — Київ, 1972. С. 166—167; Пекелис М. Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение. 1845—1857. — М., 1973. Т. 2. С. 357— 360.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое меньшикова александра григорьевна
Значение слова меньшикова александра григорьевна
Что означает меньшикова александра григорьевна
Толкование слова меньшикова александра григорьевна
Определение термина меньшикова александра григорьевна
menshikova aleksandra grigorevna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):