Большая биографическая энциклопедия - метлов владимир иванович
Метлов владимир иванович
(р. 08.11.1936) — спец. в обл. теории диалектики, методол. науки, истории филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в Туле. Окончил филос. ф-т МГУ (1963). В 1972—1973 учебном году стажировался во Франции (Парижский Ун-т, Коллеж де Франс, Высшая Нормальная Школа); в 1988 в течении двух месяцев стажер-иссл. в ун-тах Кембриджа, Оксфорда, Эдинбурга, Лондонской школы экономики и политики (Великобритания). В 1963—1977 работал в Горь-ковском политехн. ин-те, с 1977 по наст. вр. — зав. кафедрой филос: Моск. (Росс.) химико-технол. ин-та им. Д.И.Менделеева. (В 1991 работал в качестве приглашенного проф. филос. ф-та ун-та г. Ницца во Франции, в 1994—1995 учебном 1чзду приглашенный проф. на кафедре филос. Нью-Йоркского Гос. ун-та (колледж в Кортланде). Канд. дисс. — "Теория эмпирического познания Джона Венна" (1967). Докт. дисс. — "Основания научного знания как проблема философии и методологии науки" (1984). В работах М. исследуются проблемы диалектики и ее истории, включая проблемы материал истин, диалектики Маркса; проблемы методол. науки (прежде всего, проблема "Кант и методология современного научного познания"); нем. романтизм и филос. Ф.Ницше; проблемы оснований и развития науч. познания. М. выдвигает и обосновывает идеи о том, что антиномии совр. науч. познания имеют своей основой определ. типа отношение субъекта и объекта в процессе познания и что эволюция этого отношения определяет трансформацию антиномий и саму возможность их разрешения; о том, что рассмотренная в своем развитии наука повторяет "концептуальные демарши", известные из истории филос., и филос. оказывается способной играть роль метода в силу того, что первой проходит тот путь, к-рым следуют спец. науки; о том, что основания науч. знания представляют собой наиболее существенный момент развития этого знания, характеризующийся определ. типа противоречивостью в смысле Гегеля-Маркса; о том, что развитие совр. науч. познания и форм его теор. осмысления в методол. науки проходит в наст. вр. ныотоновско-кантовский этап, переходя к эволюционного типа моделям, в первую очередь, к той, к-рая представлена "Капиталом" Маркса, и что становление нового типа научности связано с преодолением внешн. по отношению к предмету познания характера методол. науки.
Соч.: Индуктивизм и дедуктивизм как методы анализа структуры научного знания // ВФ. 1969. № 10; О понятии "философские проблемы науки" // Философия. Методология. Наука. М., 1972; Диалектика оснований и развития научного знания // ВФ. 1976. № 1; Критический анализ эволюционного подхода к теории познания КЛоппера // Там же. 1979. № 7; Практическая опосредованность предмета познания и его отражение // Диалектика и практика. Вопросы теории социального отражения. М., 1984; Основания научного знания как проблема философии и методологии науки. М., 1987; И.Г.Фихте и наше время // Фихте и конец XX века. Уфа, 1992; Русская идея // В. МГУ, 1994. № 1; Лосев как диалектик // Материалы Международной конф. Уфа, 1994; Диалектика в современном мире // Философия и общество. 1997. № 3; Декарт, Кант, Гуссерль // Декарт накануне XXI столетия. М., 1998; Постмодернизм перед судом философии // "Философия и общество". 1998. № 2; О некоторых проблемах социального познания // Беларусь и Россия: цивилиза-ционные приоритеты. Минск, 1999; Этюд о диалектике // Новые идеи в философии. Пермь, 2000.
Большая биографическая энциклопедия
2009