Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - межуев вадим михайлович

Межуев вадим михайлович

(р. 17.12.1933) — спец. в обл. филос. культуры и соц. филос.; д-р филос. наук., проф. Окончил филос. ф-т МГУ (1956), асп. ИФ АН СССР (1964). С 1957 по 1961 — ред. изд-ва МГУ, ст. ред. ж. "ФН". С 1962 по наст. вр. работает в ИФ АН СССР (ныне РАН). Гл. н. с. этого ин-та. Канд. дисс. — "Марксистский историзм и проблема культуры" (1971). Докт. дисс. — "Теория культуры в историческом материализме" (1984). Сфера иссл. интересов М. — культура как филос. проблема, филос. культуры в истории филос. и в составе совр. культурол. знания, проблематика дух. производства и науки как явления культуры, культурные и цивилизац. особенности росс. модернизации. В трудах М. осуществлен анализ культуры как филос.-ист. категории, в ее связи с природными, соц. и личностными основаниями ист. процесса; в соотношении с экон., полит., идеол. сферами обществ. жизни. Значительная часть работ М. посвящена выявлению смысла и содержания проблемы культуры в соц. филос. марксизма, а также предшествующих ей класс. филос. систем. Свою осн. задачу он видит в уяснении специфики филос. подхода в культуре в отличие от ее спец.-науч. изучения в рамках культурол. наук. Культура трактуется им как сфера индивидуальной свободы и творч. самореализации личности, как личностный аспект человеч. истории. В своем соц.-филос. истолковании она охватывает собой всю сферу обществ. производства и воспроизводства человеком себя и своих отношений с др., его самопронзвод-ства. Отсюда обращение М. к таким понятиям соц. теории, как "всеобщий труд", "дух. производство", "свободное время" и пр. В работах, посвященных анализу дух. производства, М. стремится выявить соц. смысл дух. деятельности, раскрыть осн. формы обществ. сознания с т. зр. производства людьми своих обществ. отношений. Дух. производство, производство сознания, т. е. идей, образов и символов — особая форма обществ. производства, производства обществ. отношений, компенсирующая собой в идеальной форме "отчужденность", овеществленность и обезличенность материальных (экон. и полит.) отношений людей в об-ве. В движении обществ. производства особая роль принадлежит науке, науч. производству, впервые полагающему "всеобщий труд" (т. е. дух. культуру) в качестве базового условия обществ. жизнедеятельности. В посл. годы в работах М. большое место занимают вопросы, связанные с судьбой марксизма и социалистической идеи в постком. России, ролью интеллигенции в демокр. преобразованиях, возможностью существования России как нац. гос-ва, спецификой ее культурной традиции и нац. идеи, перспективой ее цивилизац. развития.

Соч.: Проблема культуры, в домарксистской философии // ВФ. 1964. № 4; Понятие культуры // Коммунизм и культура. М., 1966; О понятии "культура". М., 1968; Наука в современной культуре // ВФ. 1972. № 1; Наука как феномен культуры // Социологические проблемы науки. М., 1974; Культура и история. М., 1977 (пер. на ряд иностр. яз.); Духовное производство: понятие, генезис, структура // Духовное производство. (Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности). М., 1981; Культура как философская проблема // ВФ. 1982. № 10; Культура как объект познания // Проблемы философии культуры. М., 1984; Диалектика взаимодействия материального и духовного производства // Производство как общественный процесс. М., 1986; Культура, как проблема философии // Культура, человек и картина мира. М., 1987; Наука как объект культурологического анализа // Научные революции в динамике культуры. Минск, 1987; Проблема культуры и цивилизации в философско-историческом учении Канта // Цивилизация: прошлое, настоящее и будущее человека. М., 1988; Национальная культура и современная цивилизация // Освобождение духа. М., 1991; Философия истории и историческая наука // ВФ. 1994. № 4; Классическая модель культуры: проблема культуры в философии нового времени // Культура: теория и проблемы. М., 1995; Между прошлым и будущим. Избранная социально-философская публицистика. М., 1996; Российский путь цивилизационного развития // Постижение времени. М., 1998; О национальной идее // ВФ. 1997. № 12; Как возможна наука о культуре (культурология)? // Постижение культуры. М., 1998.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое межуев вадим михайлович
Значение слова межуев вадим михайлович
Что означает межуев вадим михайлович
Толкование слова межуев вадим михайлович
Определение термина межуев вадим михайлович
mezhuev vadim mihaylovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):