Большая биографическая энциклопедия - мгалоблишвили софром
Мгалоблишвили софром
[1851—1925] — грузинский писатель-народник. Был учителем Горинской учительской семинарии и одним из руководителей горинской революционной организации народников [1873—1876]. После разгрома последней [1876] М. отошел от революционного движения и вел культурно-просветительную работу среди крестьян, рабочих и ремесленников.
М. изображал гл. обр. крестьянский быт, который он идеализировал в народническом духе. Темы городской жизни М. затрагивал лишь мимоходом, при этом он рисовал город в самых отрицательных тонах. В крестьянстве М. видел единственно здоровое сословие, способное
обновить и переустроить общество, но для того, чтобы крестьяне осознали свою силу, свою "народную правду", они должны освободиться от тяготеющих над ними суеверия и невежества. Этой столь характерной для народнического культуртрегерства теме посвящен М. один из его ранних рассказов ("Мать" — "Мал", 1880). Много внимания уделяет он крестьянству, хищнически эксплуатируемому помещиками и блюстителями полицейского правопорядка. Звериной жестокости помещиков и произволу полицейской власти М. противопоставлял подвижников-крестьян, ведущих народ на борьбу против угнетателей (Цецо, Джор-Захар и др.). Однако представления интеллигентов-народников о подвижническом крестьянстве рушились при соприкосновении с действительностью — крестьяне не только холодно встречали народников-агитаторов, но кое-где, по словам М., даже убивали их. Разочарование народников в некоторой степени отразилось в рассказе М. "Мевеле" (Сторож). Следует заметить, что этот мотив отнюдь не доминирует в творчестве писателя.
В рассказе "Гмиресеевская женщина" дан несколько романтический образ крестьянской девушки, борющейся за свое право на самостоятельную жизнь. В рассказе "Семья Деметре", изображающем быт ремесленников, сказалось отрицательное отношение писателя к, городу. Повесть М. "Красная подкладка" посвящена проблеме национального освобождения. Она разоблачает как русификаторскую политику царской власти, так и постыдную роль Дворянской интеллигенции, часть которой предает интересы своего народа за ордена и генеральский мундир (Иуда Гечов), другая часть ищет у предателей помощи и поддержки для своей мягкотелой либеральной "оппозиции" (Аполос Гивич). Единственным борцом за национальное освобождение М. признавал только крестьянство.
Лучшее из произведений М. — большая повесть "Джор-Захар" [1907], к-рая охватывает пореформенную эпоху вплоть до реакции после 1905. В этой повести показана борьба между помещиками и крестьянами. Характерно для этого писателя-народника изображение революции 1905 в Грузии как результата агитации народников-революционеров; настоящих движущих сил революции М. не видит и не понимает.
Мгаяоблишвили стилизует свою речь под крестьянскою, но делает это подчас чрезвычайно небрежно.
Библиография: I. На груз. яз.: Рассказы, тт. I — II, Тифлис, 1926; Социал-революционное (народническое) движение в Грузии 1870—1880, журн. "Летопись революции", Тифлис, 1924, № 4—5.
Д. Джанелидзе.
{Лит. энц.}
Большая биографическая энциклопедия
2009