Большая биографическая энциклопедия - михаил десницкий
Михаил десницкий
(в миру Матвей) — сын пономаря, род. в 1762 г. Образование получил в Троицкой семинарии и в филологической семинарии при "Дружеском ученом обществе"; слушал также лекции в московском университете и духовной академии. Влияние основателей Дружеского общества, Новикова и Шварца, отразилось и на М. и наложило печать на его дальнейшую деятельность. В 1785 г. М. был рукоположен священником в Москве и приобрел большую известность проповедями, в которых сказывалось религиозно-мистическое направление Дружеского общества. В 1796 г. М. был назначен придворным пресвитером, а через три года, лишившись жены и детей, постригся в монахи и получил в управление Юрьевский монастырь. В 1802 г. он был посвящен в епископы старорусские, а в следующем году получил епархию Черниговскую. Здесь он особенно заботился об улучшении состава причетников и о поднятии образования в местной семинарии. С 1813 г. М. присутствовал в Св. синоде, а в 1818 г. назначен митрополитом СПб. Умер в 1820 г.
Е. К.
Его многочисленные проповеди и беседы напечатаны в сборниках: "Труд, пища и покой духа человеческого" (7 кн., 1798), "Изображение ветхого, внешнего, плотского и нового духовного человека" (1798), "Беседы в разных местах и в разные времена говоренные" (1817—1820; 2 изд. 1820—24 и 3 изд., 1854—56 — все его сочинения), "Беседы о внутренних состояниях человека" (1819), "Беседы о разных степенях истинного покаяния и о спасательных по оным действиям благодати Божией, основанной на 50 псалме Давидовом" (1819), "Пастырские наставления, как простолюдинам молиться Богу" (1821, 1825, 1854 и 1859) и "Изъяснение соборного послания ап. Иакова". Кроме того, издал "Пространное катехизическое учение", "Краткий катехизис" и "Плач христианина над духовным пленением Израиля" (1798). Ср. "Очерк жизни митроп. Михаила" (СПб., 1857).
{Брокгауз}
Михаил Десницкий
(Матфей Михайлович) — митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский.
Родился 8 ноября 1762 года в селе Топорково Богородицкого уезда Московской губернии в семье пономаря. В день своего крещения он лишился отца.
При поддержке митрополита Платона (Левшина, † 1812) окончил Троицкую духовную семинарию, изучал языки в Филологической семинарии, слушал курс в университете и изучал богословские науки в Московской духовной академии.
В 1785 году рукоположен во священника и служил в церкви Иоанна Воина в Москве.
В 1796 году переведен в придворную церковь Зимнего Дворца.
В 1799 году, овдовев, пострижен в монашество и назначен придворным иеромонахом.
6 декабря 1799 года возведен в сан архимандрита Юрьева монастыря и назначен законоучителем в сухопутный шляхетский корпус.
20 июня 1802 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.
18 декабря 1803 года переведен епископом Черниговским и Нежинским.
18 ноября 1806 года возведен в сан архиепископа.
В 1813 году вызван в Санкт-Петербург.
С 30 августа 1814 года — член Святейшего Синода.
С 15 февраля 1815 года по 7 февраля 1816 года управлял Псковской епархией, оставаясь архиепископом Черниговским.
С 26 марта 1818 года — митрополит Санкт-Петербургский, а с 25 июня того же года — митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский, архимандрит Александро-Невской лавры.
Скончался 24 марта 1821 года. Погребен в Александро-Невской лавре, в церкви Святого Духа.
Преосвященный Михаил начал свой путь с деятельности приходского священника. Уже тогда он был известен как человек благочестивый. Он заботился о своем приходе, о своей пастве, отличался особой ревностью к проповеданию слова Божия. Проповеди говорил языком, доступным для прихожан. Причем, надо сказать, речь его отличалась силой слова, он был наделен даром импровизации. Он сам рассказывал, что этот дар слова как река тек в период его священства в Москве. Однажды его проповедь слышал император Павел, который затем и способствовал возведению Михаила в архиерейский сан. Однако с назначением его на Черниговскую кафедру преосвященный Михаил лишился своего богатого дара и уже не мог говорить проповеди так свободно и без приготовления, как прежде. Но Господь для пользы его паствы, а может и для него самого, отверз уста его. При первом же служении в Санкт-Петербурге он почувствовал в себе желание сказать поучение к пастве и духовенству и, открыв уста свои, начал говорить. И снова слова потекли рекой, дар импровизации был возвращен святителю. С тех пор он каждое воскресенье без всякой подготовки говорил глубокие проповеди. Он был в эту эпоху как труба — слово Божие через него сообщалось для питания и просвещения душ алчущих. Однако, когда об этих истинах пытались говорить с ним вне церкви, то он как бы не понимал их.
Все проповеднические труды митрополита Михаила можно разделить на три больших раздела. К первому принадлежит "Пространное катехизическое учение", которое он предлагал своим слушателям в течение трех лет. Оно издано в 3-х частях, в 50-ти отделениях.
Второй раздел составляют "Проповеди на воскресные и праздничные дни и на особые случаи", в числе 226 бесед, изданные в 6-ти частях, а также "Беседы, не приуроченные к известному времени", в трех томах, в числе 70 бесед.
Третий раздел состоит из проповедей о разных предметах христианской веры и нравственности под названием "Труд, пища и покой человеческого духа", в семи книгах, в числе 165 бесед. Кроме того, известен его неоконченный труд в количестве 30 бесед, в которых проповедник объясняет церковное богослужение для простого народа.
Митрополит Михаил был во всех отношениях достойный пастырь. Он умел сохранять добрые отношения и с духовенством инославного исповедания. Однако, как первенствующий член Синода, он прежде других вступался за интересы Церкви и сделался жертвой ревности по чистоте православной веры.
Высшему духовенству (да и не ему одному) не нравилось направление, которого твердо держался министр духовных дел князь А. Н. Голицын, склонный к протестантизму. Незадолго до своей смерти преосвященный Михаил писал императору Александру I, обвиняя Голицына в пренебрежении делами Православной Церкви, чем вызвал неудовольствие влиятельного министра. Однако митрополит Михаил, по представлению начальства Новгородских поселений, разрешил по случаю неблагоприятной погоды совершать там молебствия. Князь Голицын, узнав об этом разрешении, отправил митрополиту официальную бумагу, требуя объяснить, почему он без ведома его, как министра духовных дел, разрешил отправление этих молебствий. Эта, можно сказать, грубая бумага сильно оскорбила митрополита Михаила, и он со слезами сказал: "Какой же я святитель, когда во вверенных мне епархиях не имею даже власти разрешать служение самых обыкновенных молебствий? Притом, если уж Голицын хочет лишить меня этой власти, то зачем писать это так публично: он мог бы предупредить меня об этом келейно, тогда бы мы двое только знали, что я митрополит лишь по имени, а не по власти; теперь же последний монастырский служка знает об уничижении моего сана". Эта мысль очень сильно огорчила митрополита. Вскоре после этого случая он заболел и умер. Кончина митрополита была мирной. Во время вечерни, когда в домовой церкви пропели: "Ныне отпущаеши раба Твоего..." — он предал дух.
Свидетель его кончины митрополит Филарет Московский писал о нем: "...за несколько дней до его кончины некто видел во сне, что высокий столп с венцами наверху разрушился с громом. Сон, по моему мнению, очень справедливый... Впрочем, твердое основание Божие, конечно, не людьми поддерживается".
Труды:
Пространное катехизическое учение: в 3 ч. Проповеди на воскресные и праздничные дни и на особые случаи: в 6 ч.
Беседы, не приуроченные к известному времени: вЗт.
Труд, пища и покой человеческого духа (проповеди о разных предметах христианской веры и нравственности): в 7 кн.
Беседы, объясняющие церковное богослужение для простого народа (неизданный труд).
Литература:
Григорий, архимандрит. Сборник для любителей духовниго чтения. — М., 1889, с. 7—10, 23. Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713—1913: Историческое исследование доктора церковной истории С. Г. Рункевича. — СПб., 1913, с. 847, 848, 849.
Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ. — СПб., 1894, с. 114—116, 189, 211. Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени: Краткие биографические очерки. — Новгород, 1897, с. 151—159. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814—1869 гг. — СПб., 1907, с. 11.
Поторжинский М. А. История русской церковной проповеди в биографиях и образцах с половины IX-XIX вв. — 2-е изд. — Киев, 1891. — С.565—609.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1407, 1410,1411,1417.
Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 191. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 570. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1883, с. 133.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 191. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 776.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 38, 40, 48, 266, 381, 511. Петербургский некрополь: в 4 т. // Сост. Сайтов В. И. — СПб., 1912—1913. — Т. 3, с. 138. Историко-статистическое описание Черниговской епархии. — Чернигов, 1873, с. 104, 105, 106,109,111.
История христианской церкви в XIX в. // Изд. А. П. Лопухина. — Петроград, 1901. — Т. 2, ч. 2, с. 555—557.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 19, 20, 21, 26.
Письма митрополита Филарета Московского к высочайшим особам и разным другим лицам, собранные и изданные Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. — Тверь, 1888, с. 32, 36, прим. 1; с. 40, прим. 1. Православный собеседник. — Казань, 1897, июнь, с. 203; февраль, с. 185. — 1899, январь, с. 113. — 1910, март, с. 343. Журнал Московской Патриархии. — М., 1958, № 9, с. 12.
Исторический вестник. — СПб., 1881, июль, с. 538—539.
— 1882, апрель, с. 26, 27—28. — 1895, февраль, с. 639. — 1913, март, с. 988—1015. Русская старина. — СПб., 1870—1918; 1874, январь, с. 6—7; февраль, с. 216. — 1875, август, с. 468. — 1876, февраль, с. 273; октябрь, с. 305. — 1878, август, с. 563, 565. — 1879, март, с. 551. — 1883, июнь, с. 564. — 1885, июль, с. 575—577. — 1886, март, с. 595. Христианское чтение. — СПб., 1872, апрель, с. 651—652.
— 1890, январь-февраль, с. 112. Рассказы митрополита Филарета // Русский архив. — М., 1888. — Кн. 3, с. 593. Письма митрополита Евгения Болховитинова к Анастасевичу // Русский архив. — М., 1889. — Кн. 2, с. 185.
Из бумаг С. Д. Нечаева // Русский архив. — М., 1893. — Кн. 1, с. 420—421. Письма Булгакова к брату // Русский архив. — М., 1901. — Кн. 1, с. 77.
Русский архив. — М., 1870, № 4 и 5, с. 783, 790, 834; № 7, с. 1223. — 1895. — Кн. 2, № 6, с. 189, 492. — 1903. — Кн. 1, № 1, с. 59; кн. 2, № 6, с. 290—291.