Большая биографическая энциклопедия - михайлов виктор данилович
Михайлов виктор данилович
(р. 12.07.1946) — спец. по соц. филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в с. Верхневилюйск (Якутия). Окончил филос. ф-т ЛГУ (1974), асп. кафедры филос. Ленингр. гос. пед. ин-та (1977). С 1977 по 1981 преподавал в Горно-Алтайском гос. пед. ин-те. С 1981 по наст. вр. работает в Якутском гос. ун-те. С 1989 по 1999 зав. кафедрой филос. С 1999 — президент обществ. Академии "Шаг в будущее" при Якутском ун-те. Действ. чл. Академии Духовности Республики Саха (Якутия). Участник разработки Конституции PC (Я.). Канд. дисс. — "Научно-техническая революция как фактор человеческой активности" (1978)., докт. дисс. "Социально-философские основания гражданского согласия" (общетеоретические подходы и региональная политика) (1996). Разрабатываемые проблемы: филос. согласия, дух.-нравств. основы становления гражд. об-ва, закономерности функционирования идеологии гражд. согласия. В монографии 1995 г. многосторонне и глубоко проанализированы предпосылки формирования гражд. об-ва на основе филос. согласия с применением опыта республики Саха (Якутия). М. редактировал сб. "Общество и власть" (вып. 1—3, 2000 г.; вып. 1—3, 2001 г.), в.к-рых рассматриваются проблемы соразви-тия об-ва и власти на парадигме гражд. согласия. Согласие рассматривается им как соц. явление и исследуется как опыт феноменологич. анализа. Автором разработана систематизированная науч. концепция филос. согласия, изложена эволюция этого понятия. По М. согласие — многогранное явление. Переход от несогласия к согласию и наоборот возможен разл. путями. Он убежден, что совр. полит. филос. с ее парадигмой конфликта не соответствует действительности. Парадигма конфликта обусловлена необходимостью удовлетворить частный корпоративный интерес, тогда как парадигма согласия продиктована необходимостью выживания всего человечества. Гл. смысл филос. согласия в том и состоит, чтобы быть ценностным постулатом полит. решений. Динамическое единство гражд. об-ва и гос-ва требует ощутимых усилий с обеих сторон для сохранения этого единства. В своих науч. иссл. М. опирается на практич. опыт гражд. строительства в Республике Саха (Якутия) и, одновременно, обогащает его конкретными положениями, способствующими стабильности межэтнических отношений, сбалансированности интересов личности, об-ва и гос-ва. М. — отличник Просвещения РФ, Заслуженный деятель науки PC (Я.).
Соч.: Гражданское согласие народов Якутии: истоки и перспективы // Якутия и Россия: истоки и перспективы содружества, Якутск, 1992; Проблема мира и согласия между народами в контексте истории идей // Уч. зап. ЯГУ. Сер."Гуманитарные науки". Якутск, 1994; Философия согласия. М., 1995; Пара-дигмальный характер гражданского согласия // Наука и образование — 1996. № 3; Идеология как смысловое ядро гражданского согласия // В. Академии Духовности PC (Я). 1997. № 4; Культура мира и парадигма согласия: единство и различие. // Логос. Культура. Цивилизация. М., 1999; Культура и власть: точки соприкосновения // Политическая система общества: проблемы модернизации. Якутск, 2000; Парадигмальный характер социально-политического мышления // Молодежный В.,
2000. № 1.
А.Г. Новиков
Большая биографическая энциклопедия
2009