Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - михайлова мария (марья) александровна

Михайлова мария (марья) александровна

(урожд. Ван-Путерен, псевд. Михайленко) [3(15).6.1864 (в нек-рых источ. 4,5.1866 и 1871), Харьков — 18.1.1943, Пермь] — арт. оперы (лирико-колор. сопрано), камерная певица. Пению обучалась три года в Петербурге на Муз-.драм. курсах Е. Рапгофа (у проф. З. Реннинг-Вильде). Позднее в течение четырех лет в летний период совершенствовалась в вокальном искусстве в Милане у С. Ронкони и Париже — у А. Бакса и Де-Лаборде. В 1892—1912 солистка петерб. Мариинского т-ра (дебютировала в партии Маргариты Валуа). Часто выезжала на гастроли: в Орел, Тамбов (1896), Одессу, Москву (Большой т-р, 1902), Владивосток (1903), города Сибири (1909), за границу — в Чехию, Болгарию, Сербию, Грецию, Австрию (в 1903 вместе с М. Долиной) и Японию (с А. М. Лабинским, 1907). Обладала гибким, легким, хорошо поставленным голосом "серебристого" тембра и широкого диапазона, владела колоратурой, имела привлекательную сцен. внешность. Репертуар певицы включал св. 30 партий.

1-я исп. партий: Электры ("Орестея"): в Мариинском т-ре — Марцелины ("Фиделио"); на рус. сцене — Воглинды ("Гибель богов"). Лучшие партии: Антонида, Людмила ("Руслан и Людмила"), Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Снегурочка, Церлина ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Джильда, Лакме, Маргарита Валуа, Амина. Др. партии: Княгиня, Ольга и Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Даша ("Вражья сила"), Оксана ("Ночь перед Рождеством", одна из 1-х исп., чередовалась с Е. Мравиной), Волхова, Иоланта, Наталка: Сюзанна ("Свадьба Фигаро"), Церлина ("Дон Жуан"), Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Берта ("Иоанн Лейденский"), Инесса ("Африканка"), Мими и Мюзетта ("Богема"), Нанетта ("Фальстаф"), Миссис Форд, Каролина, Аннхен, Виолетта, Микаэла, Сантуцца, Олимпия, Герхильда, Ортлинда. Партнеры: И. Ершов, М. Корякин, А. М. Лабинский, Л. Собинов, Ф. Стравинский, Ф. Шаляпин. Пела п/у Ф. Блуменфельда, Э, Крушевского, Э. Направника.

М. неоднократно концертировала по России и за границей (в т. ч. в Крыму, совмеето с А. Александровичем). Последние гастроли состоялись в 1914. Камерный репертуар включал произв. А. Алябьева, А. Варламова, М. Глинки, М. Мусоргского, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова. А. Гречанинова, С. Гулак-Артемовского, Н. Лысенко, А. Рубинштейна, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Ж. Массне, Ш. Гуно, Б. Годара, Б. Сметаны, А. Едлички, А. Коципиньского, рус. и укр. нар. песни. А. Глазунов посвятил певице застольную песню "Кубок янтарный" и дуэт "Эх ты, песня" (1-я исп. вместе с М. Долиной, 2 янв. 1900).

Записывалась на грампластинки (349 произв.) в Петербурге ("Граммофон", 1901 —14; "Пате", 1903, 1908; "Колумбия", 1903; "Лирофон", 1904) и Москве ("Граммофон", 1910 — арии, романсы, дуэты с А. М. Давыдовым, Н. Большаковым, E. Збруевой, В. Касторским, Ф. Шаляпиным. Нек-рые архив. записи М. — в ГЦММК.

Лит.: Русский театр / Сост. и изд. А. М. Шампаньер. — Киев. 1905. Вып. 1, 2. С. 31; Россия в ее прошлом и настоящем (1613—1913). Т. 1. — М., 1914; Старк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и ее мастера. 1890—1910. — Л.; М., С. 132.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое михайлова мария (марья) александровна
Значение слова михайлова мария (марья) александровна
Что означает михайлова мария (марья) александровна
Толкование слова михайлова мария (марья) александровна
Определение термина михайлова мария (марья) александровна
mihaylova mariya (marya) aleksandrovna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):