Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - мисаил архиепископ рязанский

Мисаил архиепископ рязанский

— архиепископ рязанский (1651—56), просветитель мордвы и татар. В Касимове крещены им два царевича; в Шацком и Тамбовском уездах крещено 4200 человек татар и мордвы; к православию присоединялись иногда целые селения. В 1656 г. М. отправился во второе миссионерское путешествие; на этот раз он встретил упорное противодействие со стороны мухаммедан и язычников, но с помощью гражданской власти успел обратить еще множество мордвы и татар; во время третьей поездки мордва убила М. стрелами около села Конобеева.

{Брокгауз}



Мисаил, архиепископ Рязанский

— святитель, архиепископ Рязанский и Муромский.

† 1655; память 9/22 апреля, 28 июля/10 августа в Соборе Тамбовских святых.

Родился в селе Грузине Новгородской епархии.

Монашескую жизнь начал в Новгородском Деревяницком Воскресенском монастыре. Отличался благочестивой жизнью. Был ризничим митрополита Новгородского. Своим благочестием и опытностью в духовной жизни он обратил внимание Новгородского митрополита Никона († 1681; впоследствии патриарх Московский и всея Руси), который указал на Мисаила как на достойного преемника почившему архиепископу Рязанскому.

13 апреля 1651 года он был хиротонисан во епископа Рязанского с возведением в сан архиепископа.

Вступив в управление Рязанской епархией, архипастырь нашел упущения в монастырях и среди белого духовенства. Ревнуя о славе Божией, святитель Мисаил в самом начале своего архипастырского служения разослал грамоту к пастве, в которой преподал ей отеческие увещания. Игуменам же монастырей давал наставления строго соблюдать монастырские уставы. Его обращения к пастве и духовенству отличались простотой, искренностью и свидетельствовали о нем как об архипастыре умном, высоконравственном.

Сильный духом и ревностью к вере, Мисаил энергично боролся главным образом против народного повального пьянства и против религиозного индифферентизма, проявляющегося в крайней и массовой холодности к господствующей Церкви.

С первого же года своего архипастырства архиепископ Мисаил обнаружил выдающуюся неутомимую деятельность. Он отечески вникал в частную жизнь подчиненного ему духовенства и часто в праздники приглашал к себе в гости.

С силою восстал против корчемников и их досмотрщиков, которые систематически спаивали народ, и изгонял их из епархии. Всех вдовых священников, подававших повод к соблазну, силою постригал в монашество и отсылал в монастыри.

Святитель очень любил совершать богослужения, причем совершал их всегда торжественно и пышно. Бывший в частной жизни строгим монахом, воздержанным во всем, он во время церковной службы одевался в дорогие одежды, желая и внешним видом прославить христианскую Церковь.

Основная же заслуга святителя Мисаила состоит в том, что он взял на себя подвиг апостольского служения по просвещению инородцев Рязанского края. В первые годы святительства он возложил это дело на монаха Артемия, так как сам много занимался приведением в порядок епархиальных дел, затем был вызван патриархом Никоном в Москву на Собор по делу исправления церковных книг.

В 1654 году он испросил у патриарха благословения на проповедь среди мордвы. Получив патриаршую и царскую грамоты, самоотверженный архипастырь с несколькими священниками сам отправился в мордовские селения. Он переезжал из одного селения в другое, проповедуя слово Божие. Проповедь святителя имела успех. Более трехсот язычников приняли святое крещение.

Затем он вторично предпринял поездку и более года провел в апостольских трудах, окрестив при этом 4 тысячи 200 человек мордвы. В феврале 1655 года святитель снова отправился на проповедь в Шацкий уезд. Надо отметить, что все эти проповеди были сопряжены с большими опасностями. Многие мордовцы упорно сопротивлялись распространению христианства, поэтому были враждебно настроены по отношению к архипастырю. Но святителя ничто не останавливало, он шел в самые отдаленные места. Последнее путешествие окончилось для архипастыря трагически. Язычники, видя успех проповеди святителя, решили убить его. Собравшись в количестве 500 человек, они в деревне Ямбирно с оружием в руках ожидали неутомимого проповедника. Когда архиепископ приблизился к этой деревне, мордовцы вышли из своей засады и пустили в святителя тучу стрел, одна из которых пронзила левую руку и грудь святителя. Ранение оказалось смертельным. Его привезли в село Агломазово, где после 11 дней страданий он мирно отошел ко Господу 9 апреля 1655 года, в четверг на Светлой седмице. По желанию святителя, он был погребен близ Чернеевского Николаевского монастыря у церкви святого Мины, в лесу.

В следующем же году по воле патриарха и царя тело его было перенесено в Рязанский Архангельский собор.

Труды:

Увещательная грамота к пастве.

Литература:

Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. — Киев, 1895, с. 133. Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. — Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902. — Вып. 8, апрель, с. 48—51. Глубоковский Н. Н. Высокопреосвященный Смарагд (Крыжановский), архиепископ Рязанский. Его жизнь и деятельность. — СПб., 1914, с. 278. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1411.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 415.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 36.

Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 767.

Исторический вестник. — СПб., 1889, октябрь, с. 109—121.

Прибавления к "Церковным ведомостям". — СПб., 1905, № 16—17, с. 702; № 19, с. 797. Русский паломник. — 1905, № 18, с. 266—268. Русский архив. — М., 1895. — Кн. 3, № 11, с. 407.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1572.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое мисаил архиепископ рязанский
Значение слова мисаил архиепископ рязанский
Что означает мисаил архиепископ рязанский
Толкование слова мисаил архиепископ рязанский
Определение термина мисаил архиепископ рязанский
misail arhiepiskop ryazanskiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):