Большая биографическая энциклопедия - мишуга александр филиппович
Мишуга александр филиппович
(Мышуга; сцен. псевд. Филиппи-Мишуга) [7 (19).6.1853, с. Новый Витков (Австро-Венгрия), ныне Радеховского р-на Львов. обл. — 9.3.1922, Фрейбург, Германия (в 1964 прах перевезен на родину)] — арт. оперы (лирико-драм. тенор), камерный певец, педагог и муз.-общ. деятель. Род. в семье портного. В 1868 поступил в школу дьяков при львов, соборе св. Юры, затем учился в учительской семинарии, по окончании к-рой работал во Львове учителем в приходской школе св. Анны. Пению обучался во Львове у В. Высоцкого (1878—81). В 1880 дебютировал на сцене Львов, оперного т-ра в партии Стефана ("Страшный двор"), позднее ставшей одной из лучших в репертуаре певца. В 1881—83 совершенствовался в вокальном искусстве в Милане (у М. Джованни) и Ницце. В 1883 дебютировал в партии Лионеля ("Марта") в г. Форли (Италия). Позднее выступал в Милане, Львове (1883—84), Варшаве (1884—92), Вене, Лондоне (1885), Стокгольме, Кракове, Праге, Киеве (с 1895), Петербурге (1903, Новый летний т-р "Олимпия"), Харькове, Париже, Берлине, Франкфурте-на-Майне, Гамбурге, Кельне. Пел на премьере оперы "Янек" В. Желеньского (1900, Львов), Обладал гибким, выразительным голосом, редкого по красоте тембра, высокой муз. культурой, ярким драм. дарованием. Э. Карузо, услышав певца в Кракове, назвал его "королем лирических теноров".
Лучшие партии: Ленский (одна из любимых его ролей), Стефан, Фауст ("Фауст"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Альфред ("Травиата"), Герцог ("Риголетто"), Манрико ("Трубадур"), Отелло ("Отелло" Дж. Верди), Радамес, Ричард, Вертер, Йонтек, Хозе ("Кармен"), Кавалер де Грие ("Манон"), Канио. Р. Леонкавалло, высоко ценивший талант певца, после его выступления в "Паяцах" в миланском т-ре "Ла Скала" подарил арт. клавир с дарственной надписью: "Не представляю, что партию Канио можно петь лучше, чем это делает сеньор Филиппи-Мишуга".
Др. партии: Андрей ("Запорожец за Дунаем"), Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Нерон ("Нерон"), Герман ("Пиковая дама"), Синодал; Самсон, Рауль, Турриду. Партнеры: А. Антоновский, А. Брагин, Э. Карузо, С. Крушельницкая, Т. Руффо, Ф. Шаляпин.
Выступал в концертах, часто с композитором Н. Лысенко, который назвал певца "украинским соловьем". Лысенко посвятил ему ряд своих сочинений, в т. ч. романс "Дівчина, рибалонько люба" (1905). Камерный репертуар включал произв. рус. (особенно с большим мастерством исп. романсы П. Чайковского) и укр. композиторов, укр. и польские нар. песни. Был постоянным участником и организатором юбилейных вечеров, посвященных известным деятелям укр. лит-ры и искусства (в т. ч. Т. Шевченко, И. Франко), к-рые проходили во Львове, Станиславе, Киеве, Чернигове, Полтаве, Кракове.
В 1904—11 (с перерывами) преподавал в киев. Муз.-драм. школе Н. В. Лысенко, в 1911 — 13 — в варшав. Высшем муз. ин-те им. Ф. Шопена, в 1914—18 вел школу пения в Риме, с 1918 преподавал в муз. школе в Стокгольме. Своих учеников воспитывал на реалистических принципах рус. вокальной школы. Разработал научный метод преподавания пения. (После смерти певца усилиями его учеников в Варшаве было издано написанное им вокальное руководство; проф. Львовской конс. Л. А. Улуханова перевела его "Тетрадь" на рус. яз. — хранится в архиве библиотеки Львовской конс.) Воспитал целую плеяду известных певцов. Среди его учеников — А. Григорьева, М. Донец-Тессейер, С. Забелло-Мазуркевич, А. Кильчевская, В. Люце, М. Микиша, С. Мирович, В. Рашковская.
М. был другом И. Франко, участвовал с ним в революционных подпольных организациях (привозил из-за границы нелегальную лит-ру), субсидировал издание сб. стихотворений поэта. Давал много спектаклей и концертов в пользу голодающих рабочих, крестьян и сирот. Вел переписку с М. Коцюбинским, Л. Украинкой, Н. Садовским, дружил с П. Чайковским, В. Короленко, А. Куприным, Ф. Шаляпиным, Э. Карузо, М. Заньковец-кой, М. Кропивницким. М. был широко образованным и разносторонне одаренным человеком (владел десятью иностр. языками, пробовал свои силы в композиции, писал стихи).
Записывался на грампластинки в Варшаве ("Граммофон", 1913; 2 произв.).
Завещал свой архив Муз. ин-ту им. Н. В. Лысенко во Львове.
Именем М. названа Нововитковская средняя школа, в его родном селе создан музей певца.
Лит.: Яpон С. Г. Воспоминания о театре (1867—1887). — Киев. 1898. С. 403, 404 Людкевич С. Александр Мишуга как артист и учитель пения //О. Мишуга — мистець і людина. — Львів, 1938; Авдеев В. Олександр Мишуга // Мистецтво (Київ). 1956. № 5; Головащенко М. Соловей України // Літ. Україна (Киїн). 1963. 28 июня; Видатний співак Олександр Мишуга. (Спогади). — Львів, 1964; Билоштан Я., Дубина Н. Гений песни // Радуга (Киев). 1965. № 2. С. 152—159; Кротевич E. M. Александр Филиппович Мишуга // Кротевич E. M. Киевские встречи, воспоминания, новеллы. — М., 1968. С. 145—149; Олександр Мишуга: Спогади. Материали. Листи. — Київ, 1971; Пидорина В. И. А. Ф. Мишуга — выдающийся певец и вокальный педагог // Вопросы вокальной педагогики: Сб. статей. — Л., 1978. Вып. 5. С. 135— 155; Білинська М., Співаць добра і краси // Музика (Київ). 1983. № 5. С. 32; Песен дивных чародей // Львов. правда. 1983. 9 июля; Кpиль З. Дань певцу из Виткова // Муз. жизнь. 1983. № 21. С. 5; Врублевская В. Соломин Крушельницкая. — М., 1989. С. 55—59.
Большая биографическая энциклопедия
2009