Большая биографическая энциклопедия - молас александра николаевна
Молас александра николаевна
(урожденная Пургольд) — замечательная певица (сопрано). Род. в 1845 г. Имя ее тесно связано с так назыв. ново-русской музыкальной школой, произведения которой были ею с редким художественным пониманием впервые исполнены. Дом ее в СПб. — сборный пункт всего наиболее выдающегося в музыкальном мире.
{Брокгауз}
Молас, Александра Николаевна
(урожденная Пургольд) — певица (сопрано); род. в СПб. 1845, ученица Ниссен-Саломон; выступала только в концертах, занималась также и преподаванием пения. Вращаясь в кружке композиторов, сгруппировавшихся около Даргомыжского и позднее образовавших так называемую "новую русскую школу", М. на вечерах кружка являлась очень часто первой и талантливой истолковательницей вокальных произведений этих композиторов.
Сестра ее, Надежда Николаевна, — хорошая пианистка (см. Римский-Корсаков).
(В.).
{Риман}
Молас, Александра Николаевна
(Молас — по мужу; урожд. Пургольд) [6(18).4.1845 (в нек-рых источ. 1844), Петербург — 6.7.1929, Ленинград] — камерная певица (меццо-сопрано) и педагог. Сестра Н. Н. Римской-Корсаковой. В 1860-х гг. обучалась пению у А. Даргомыжского и одновременно, по его совету, брала уроки пения у Г. Ниссен-Саломан (также пользовалась советами О. Петрова). Обладала голосом большого диапазона, владела искусством фразировки. Артистизм, глубокое проникновение в замысел композитора, импровизационная свобода интерпретации — характерные черты муз.-исп. творчества певицы. Участвовала в муз. вечерах у А. Даргомыжского; здесь была 1-й исп. партий Лауры и Донны Анны в опере "Каменный гость". М. была дружна с М. Мусоргским (познакомилась с композитором в 1868). 1-я и одна из лучших исп. многих его вокальных произв. (в т. ч. "Раек", "Светик Савишна" под аккомпанемент автора). Цикл "Детская" Мусоргский писал в расчете на исп. возможности певицы; посвятил ей песню Хиври из оперы "Сорочинская ярмарка". "Выразительность пения и интеллектуально-психологическая правдивость каждой фразы покоряли и заставляли задумываться над любым исполненным ею романсом... Пела она всегда страстно, темпераментно и с умными, проницательнейшими тонкостями в отношении понимания человеческой души" (Б. Асафьев)*. На конц. эстраде почти не выступала (за исключением неск. концертов Бесплатной муз. школы). Принимала активное участие в деят-сти "Могучей кучки". Выступала в ансамбле с Ф. Блуменфельдом на муз. вечерах в домах В. Стасова, Н. Римского-Корсакова, А. Бородина, где впервые исп. почти все романсы Даргомыжского, А. Бородина, М. Балакирева (посвятил М. романс "Песня"), Ц. Кюи, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова (посвятил М. романс "Тайна", 1868, ор. 8, № 3), А. Глазунова (посвятил М. романсы "Ко груди твоей белоснежной" и "Соловей"). Камерный репертуар певицы включал также произв. М. Глинки, П. Чайковского, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Листа. В. Стасов отмечал, что певица могла исп. в один вечер 20—25 произв. С 1871 в доме певицы исп. отрывки из опер и целые оперы: "Псковитянка" (23 окт. 1871), "Майская ночь", "Моцарт и Сальери", "Борис Годунов" (12 ноября, 1871), "Женитьба", "Хованщина", "Князь Игорь", "Анджело", "Вильям Ратклиф". В этих постановках принимала участие М. Корякин, Г. Морской, Д. Леонова. Талант певицы высоко ценили В. Стасов, Л. Шестакова (сестра М. Глинки), Н. Римский-Корсаков, А. Глазунов, М. Антокольский, А. Хессин.
С нач. 1900-х гг. вела пед. деят-сть. Среди ее учениц — М. Оленина-д'Алыейм.
Имеется портрет певицы худож. И. Репина (1883) — в ГРМ.
Архив. материалы певицы — в ЦГАЛИ, ф. 805.
Соч.: Воспоминания // М. П. Мусоргский. — М., 1932. С. 142—143; То же. // М. П. Мусоргский воспоминаниях современников. — М., 1989.:. 98—100.
Лит.: Каренин В. Александра Николаевна Молас // Музыка и революция. 1929. № 4.:. 41; Pимский-Коpсаков А. Н. Н. А. Римкий-Корсаков: Жизнь и творчество. Вып. 2. — М., 1935. С. 81—98; Вып. 4. — М., 1937. С. 19—25; Асафьев Б.*. Встречи и раздумья // Сов. музыка. 1954. № 11. С. 35—38; Дневник А. Пургольд // Сов. музыка. 1957. № 5. С. 134—138; Сохоp А. Певица Александра Николаевна Молас // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. — М., 1964. С. 153—156; Письмо И. Е. Репина А. Н. Молас //Репин И. Е. Избранные письма. — Л., 1969. Т. 2. С. 45; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1857—1872. — Л., 1971. С. 295—297; Mашевский Г. Вокально-исполнительские и педагогические принципы А. С. Даргомыжского. — Л., 1976. C. 15, 20.
Большая биографическая энциклопедия
2009