Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - морошкин федор лукич

Морошкин федор лукич

(1804—1857) — известный ученый юрист. Сын священника, М. обучался в тверской семинарии и этико-политическом факультете Московского университета. "Дух законов" Монтескье, "разом освоивший для него все области юриспруденции", и лекции некоторых профессоров развили в М. стремление к историко-философскому изучению права. Кроме текущей немецкой юридической литературы, он по указаниям Дегая (см.) прилежно знакомится с произведениями французской юридической литературы, с древней и новой философией, историей права и действующим законодательством. Отказавшись от посылки в профессорский институт, М. защищает в 1833 г. свою магистерскую диссертацию "О постепенном развитии законодательств" (М., 1832) и занимает в Москве кафедру "права знатнейших древних и новых народов", читая также курсы русского и римского гражданского права. По введении нового устава 1835 г. и защите докторской диссертации ("О владении по началам российского законодательства", М., 1837) он получает звание ординарного профессора по кафедре гражданских законов. Хотя, по собственному признанию М., его занятия философией и убедили его в том, что "он не рожден для чистой философии", а требования нового устава университетов и настоятельные указания и руководство попечителя округа, графа Уварова, обратили его "к источникам самобытной силы русского просвещения: православию, самодержавию и народности" и привели позднее к признанию необходимости "чистой исторической методы в раскрытии отечественных наук" вопреки его собственным более ранним воззрениям — тем не менее, на всех трудах М. отражается с полной силой влияние полученного им философского образования. Серьезный юрист, обладавший точным знанием юридических фактов в области истории и догмы русского права и давший ряд ценных для своего времени трудов по их освещению (особенно упомянутая выше диссертация о владении, речь "Об уложении и последующем его развитии", М., 1839, и изданный после смерти курс его лекций по гражданскому праву, "Юрид. вестн." за 1860—61 гг.), М. как в этих трудах, так и в других своих печатных произведениях ("Кафолический дух римского права", "Об участии Московского унив. в образовании отечественной юриспруденции", вступительной лекции о "правах знатнейших древних народов", в "Ученых зап. Мос. унив." за 1833—34 гг.) проявляет постоянное стремление к философскому обобщению исторических явлений и извлечению из уроков истории поучений общественно-политического характера. Приветствуя издание "Свода Законов", М. настойчиво указывает на то, что одним изучением его норм отнюдь не достигается юридическое знание, цель которого состоит в том, чтобы "вызвать невидимого духа законов, извлечь сей разум из сокровенной глубины духа человческого, из совести судей, из свойства и жизни вещей, превратить его в право положительное, развить и произвесть нечто органическое". Неволина М. упрекает за отказ "от изложения истории гражданских законов в форме движения идеи законам, а в обеих диссертациях ставит положения о том, что "для возведения в науку русского гражданского положения нам необходимо принять философское, а потом уже историческое направление ведения". Проникнутый упомянутыми выше консервативными началами русской жизни, М. всегда выступает, однако, как убежденный защитник свободной юридической науки, просвещения и гуманных начал правосудия, одним из источников которого он признает право естественное. Направляя свои сравнительно-исторические исследования к выводам в духе Гегеля и Ганса, М. никогда не впадает в мелочное изложение фактов и не теряет чувства истор. и современной действительности, избегая ошибок, столь частых у других представителей как нем. исторической, так и философской шкоды правоведения. Его указания на творческую роль "общего здравого юридического чувства и совести судьи", на воспитательное значение судебной практики и изучения обычного права также должны быть отмечены как положительные заслуги профессора, привлекавшие к нему многочисленных слушателей и создавшие ему вместе с его трудами почетное место среди русских ученых юристов. Кроме юридических трудов, М. принадлежат несколько статей по русской истории ("О значении имени Руссов и Славян" в "Маяке", "Рецензия на книгу подьячего Котошихина" в "Москвитянине" 1841 г. и др.). Здесь убеждение автора, что немецкие исторические критики "слишком обрезали русскую историю", "что Российское государство вызвано из ничтожества православною греко-кафолическою верою" и что "на сем краеугольном камне оно может утвердить свою власть над полвселенной", приводит местами к тенденциозному истолкованию фактов русской истории и к пользованию "старинным филологическим методом", лишающим эти работы всякого научного значения. М. принадлежит еще перевод книги Рейпа "История российских государственных и гражданских законов" (М., 1836), с обширными примечаниями, литературными указаниями и добавлениями. См. о М. "Сын Отечества", 1857 г., № 52, и воспоминания А. В. Лохвицкого в "Русском курьере" 1881 г. № 138.

В. Н.

Сын М., Сергей Федорович, был одним из выдающихся присяжных поверенных округа Харьк. судеб. палаты и председателем совета прис. поверенных этого округа; теперь состоит членом Харьк. судеб. палаты.

{Брокгауз}



Морошкин, Федор Лукич

д. с. с., проф. гражд. закон. в Моск. универс. и инспект. Коммерч. академии, р. 1804, † 5 дек. 1857 г.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое морошкин федор лукич
Значение слова морошкин федор лукич
Что означает морошкин федор лукич
Толкование слова морошкин федор лукич
Определение термина морошкин федор лукич
moroshkin fedor lukich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):