Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - мстиславский сергей дмитриевич

Мстиславский сергей дмитриевич

[1879—] (псевдоним Масловского-Мстиславского) — современный писатель. Род. в семье проф. Военной академии. Окончил в 1901 СПб университет. С 1904 — в партии эсеров. В 1905 — председатель боевого рабочего союза, член ЦК всероссийского офицерского союза, участвовал в подготовке вооруженного восстания в Петербурге и Кронштадте; был в заключении в Петропавловской крепости [1910—1911]. В Февральскую революцию — в штабе восстания; как комиссар петроградского совета был командирован для ареста Николая II и его семьи. При расколе партии эсеров вошел в ЦК левых эсеров. После убийства Мирбаха вышел из партии левых эсеров и вошел в ЦК украинских боротьбистов. С 1921 — беспартийный.

В центре творческого внимания М. — проблема участия героя-индивидуалиста, выходца из аристократического или буржуазного общества, в революции. Эта проблема раскрывается М. в различных аспектах. В полубиографическом романе "Крыша мира" [1905] Мстиславский рассказывает о поездке буржуазного студента с научно-антропологической целью ("охота за черепами") и его превращении в своеобразного революционера-бунтаря. Революционность героя носит индивидуалистический характер. Роман обильно насыщен экзотикой, фантастикой, многочисленными приключениями и пр. Прогрессивные тенденции дореволюционного творчества М., выразителя мелкобуржуазной интеллигенции, не возвышались до подлинно революционных требований. Следующий роман "На крови" переработан затем в пьесу. Автобиографический образ "Товарища Михаила" — эсера — дан в двух планах: с одной стороны — аристократическое общество, выходцем из которого он является, с другой стороны — рабочая среда, боевики, террористы. М. обосновывает эту двуликость своего героя "протеизмом", якобы дающим ему психологическую возможность оставаться самим собой в любых условиях, — объяснение маловероятное и идеологически неверное. "На крови" не дает подлинного отражения революции 1905: пролетариат показан здесь сравнительно слабо. В центре действия романа — светский быт, критика этого быта и портреты отдельных террористов.

В романе "Союз тяжелой кавалерии" [1929] Мстиславский показывает крупную буржуазию и царских приближенных, которые попытались "похитить" Романовых и восстановить в России монархию. Схематично и бегло обрисовывает Мстиславский рост политической сознательности представителя солдатской массы Мартьянова. Так же упрощенно изображаются Мстиславским и важнейшие исторические события.

В романе "Без себя" [1930] ярко показан ряд значительных событий гражданской войны на Украине (Киев) в 1919. М. создает увлекательную фабулу, живо изображает события войны. В центре внимания стоит фигура комсомольца Шурика, который во многом еще остается раздвоенным интеллигентом, не обладающим твердым "внутренним компасом".

В своих высказываниях (речь на дискуссии Моск. отд. ВССП в 1931) М. призывает советских писателей "не к писанию, а к творчеству жизни", заявляя: "Именно здесь — в воле к творчеству жизни — лежит для меня рубеж между старым интеллигентским и пролетарским писательством: художественно слабые произведения ударников зачастую бывают значительнее произведений высококвалифицированных литературных мастеров именно потому, что в них есть этот волей к творчеству жизни зажженный пафос". Мстиславский призывает писателей к активному участию в практике соцстроительства, к освоению больших идей эпохи.

В книге "Черный Магома" [1932] включающей два рассказа о старой уходящей Аварии, М. творческой практикой доказывает свою включенность в соцстроительство. Показ процесса советизации аварского нагорья, ломки застарелой вражды аварцев высокогорья к "плоскости", к городу разрешен М. в образах большой социальной и художественной значимости. Свойственные раннему творчеству М. экзотика, фантастика, авантюрность фабулы не имеют места в рассказах об Аварии, в которых своеобразие изображаемого края передано посредством реалистических картин классовой борьбы двух лагерей — трудящегося населения Хунзаха во главе с партийным и советским руководством, с одной стороны, и шейхами, муллами и крупными барановодами — с другой. Мстиславскому удалось создать выпуклый образ командира красных партизан.

Библиография: I. На тропе, Роман о моей жизни, кн. I. Крыша мира, изд. "Недра", М., 1925; То же, изд. 2-е, Гиз, М. — Л., 1927; То же, изд. 3-е, Гиз, М. — Л., 1930; На крови, Роман с послесловием Ульрих, Гиз, М. — Л., 1928; То же, изд. 2-е, "Федерация", М., 1930; Союз тяжелой кавалерии, Роман, Гиз, М. — Л., 1929; Без себя, Роман, изд. "ЗиФ", М., 1930; Измена Магомы (отрывки из "Повести о Черном Магоме"), изд. акц. изд. об-ва "Огонек", М., 1931; Черный Магома, Рассказы о старой уходящей Аварии, изд. "Федерация", М., 1932; Потерянный и возвращенный халат, "Красная новь", 1932, № 5; Как подпоручик завоевывал Индию, "ЛОКАФ", 1933, № 4; Последний солдат, там же, 1933, № 8, и др.

II. Отзывы о "Крыше мира": Hусинов И., "Книгоноша", 1925, XVIII; Локс К., "Печать и революция", 1925, VII; Виленская Н., "Октябрь", 1925, IX; "Смена", 1927, № 117, 25 мая. Отзывы о "На крови": А. Е., "Новый мир", 1928, VII; Pузеp Л., "Красная новь", 1928, VII; Балашов К., "Комсомольская правда", 1928, 1 сент.; М. О., "Изв. ЦИК СССР", 1928, 31 марта. Отзывы о "Черном Магоме": Ермаков И., Сказка о "Новой Аварии", "Книга и пролетарская революция", 1933, II.

Б. Гроссман.

{Лит. энц.}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое мстиславский сергей дмитриевич
Значение слова мстиславский сергей дмитриевич
Что означает мстиславский сергей дмитриевич
Толкование слова мстиславский сергей дмитриевич
Определение термина мстиславский сергей дмитриевич
mstislavskiy sergey dmitrievich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):