Большая биографическая энциклопедия - мухтарова фатьма саттаровна
Мухтарова фатьма саттаровна
[14(26).3. 1893, Урмия, ныне Резайе, Иран — 19.10.1972, Баку] — арт. оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. АзССР (1940), засл. арт. ГССР (1936). Род. в семье бродячих певцов (отец — перс, умер когда девочке было три года, мать — татарка). С восьми лет пела и танцевала под шарманку на улицах волжских городов и Тифлиса. Особым успехом пользовалась в Саратове, где ее талантом заинтересовался сотрудник местной газеты "Саратов. листок" Н. М. Архангельский и написал о М. ряд статей. Местные меценаты устроили концерт певицы в конс. (24 мая 1912), после чего М. Медведев принял певицу в свой кл. По окончании Саратов, конс. в 1916 (в нек-рых источ. 1914) была принята в труппу моск. Оперы С. Зимина, где выступала до 1917; здесь была партнершей Ф. Шаляпина (в операх "Юдифь" А. Серова, "Жизнь за царя" М. Глинки, "Борис Годунов", "Фауст", "Вражья сила") и Л. Собинова. В 1918—19 пела в Астрахани, Саратове, затем в Ростове-н/Д. Позднее выступала с конц. бригадой в частях Чер-номорско-Азов. флота. В 1923—37 пела в оперных т-рах Харькова (до 1928), Киева, Одессы (1925), Баку (1933), Тбилиси, Свердловска (1925—28, 1930—31, 1936—37), Перми (1927), Казани, Москвы (Большой т-р, 1929; партии Любаши — "Царская невеста", Амнерис и Кармен), Ленинграда. В 1938—53 солистка Т-ра оперы и балета им. М. Ахундова (Баку). Обладала сильным голосом теплого "бархатного" тембра, имела яркую сцен. внешность. Умело сочетала вокальное дарование с темпераментной игрой. "Каждый ее жест, каждый шаг на сцене, каждая фраза были отмечены печатью врожденного артистизма. Правда общая и музыкальная культура Мухтаровой уступала ее природной одаренности" (Б. Кравейшви-ли)*. Своим учителем арт. считала Н. Боголюбова. За 40 лет создала ряд своеобразных муз.-сцен. образов, свободных от обычных оперных штампов.
1-я исп. партий: Азры ("Низами"); в Баку — Груни ("Броненосец "Потемкин"") и Устиньи ("Орлиный бунт"); в Свердловске — Устиньи ("Орлиный бунт"); Нингал-Умми ("Загмук"), Мамиеллы ("Ожерелье мадонны"). Лучшие партии — Кармен (готовила под рук. режиссера Ф. Комиссаржевского), Марина Мнишек, Марфа ("Хованщина"), Любаша ("Царская невеста"), Солоха ("Черевички"), Любовь; Амнерис, Далила, Ортруда, Шарлотта ("Вертер"). М. считалась одной из лучших исп. партии Кармен не только в СССР, но и за рубежом. Выступлением в этой партии М. завершила свой сцен. путь в Тбилиси.
Др. партии: Ваня ("Жизнь за царя" М. Глинки), Федор ("Борис Годунов"), Ольга ("Евгений Онегин"), Полина и Миловзор ("Пиковая дама"), Ганна ("Майская ночь"), Лель, Любава, Клитемнестра ("Орестея"); Азучена, Зибель; Аксинья ("Тихий Дон"), Муся; вопереттах — Елена, Перикола ("Прекрасная Елена" и "Перикола" Ж Оффенбаха). Партнеры: Д. Андгуладзе, В. Давыдова, Ю. Кипоренко-Даманский, К. Книжников, И. Козловский, Н. Кошиц, В. Луканин, В. Нардов, В. Сараджишвили, В. Трубин, В. Ухов. Пела п/у Е. Плотникова, Л. Штейнберга.
Искусство певицы высоко ценили Н. Боголюбов, И. Бродский, А. Луначарский, С. Лемешев, Л. Собинов. Последний концерт певицы состоялся в 1954 в Тбилис. оперном т-ре.
Оставив оперную сцену, занималась с молодыми солистами Бакин. оперного т-ра.
Награждена орденами Трудового Красного Знамени (1968) и "Знак Почета" (1946).
На Бакин. киностудии был создан фильм о творчестве певицы.
Имеется портрет певицы худож. И. Бродского, назвавшего ее "лучшей в мире Кармен".
Сохранилась единственная запись голоса певицы в партии Азры ("Низами").
Соч.: Рассказ о себе // Сов. театр. 1936. № 2. С. 10—11.
Лит.: Алексеев П. У Ф. С. Мухтаровой // Театр. 1916. № 1805. С. 8—9; АКР. Фатьма Мухтарова в "Кармен" // Жизнь искусства. 1928. № 42. С. 8; Ф. С. Мухтарова: Очерк-характеристика. — Баку, 1929; Шавгулидзе Г. В. Дни и годы Тифлисского оперного театра. — Тбилиси, 1936. С. 63—64; Xучуа П. Тбилисский государственный ордена Ленина театр оперы и балета им. З. П. Палиашвили: Краткий очерк. — Тбилиси, 1958. С. 95, 96; Озеров H. Н. Оперы и певцы: Высказывания, впечатления. — М., 1964. С. 179— 180; Боголюбов Н. Н. Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 255; Квалиашвили М. Г. По трудному пути: Воспоминания. — Тбилиси, 1969. С. 86—92, 241—242; Левик С. Ю. Четверть века в опере. — М., 1970. С. 106; Пашаев А. Фатьма Ханум Мухтарова // Театр. 1969. № 2. С. 126—127; Кравейшвили Б.* Незабываемое: Записки певца. — Тбилиси, 1970. С. 153— 158; Мирзоева Д. Ее искусство забыть нельзя // Бакин. рабочий. 1973. 28 марта; Вейсаллы Н. Украшение оперных сцен // Лит. Азербайджан. 1978. № 7. С. 119—121; Бадирова Т. Фейерверк таланта // Баку (веч. вып.). 1982. 1 ноября; Максакова М. Жизнь на сцене // Мария Петровна Максакова: Воспоминания. Статьи. — М., 1985. С. 48—49.
Большая биографическая энциклопедия
2009