Большая биографическая энциклопедия - мусоргский модест петрович
Мусоргский модест петрович
(1839—1881) — талантливый русский композитор. Родился в Торопецком у. Псковской губ., окончил курс в бывшей Школе гвардейских подпрапорщиков, недолго служил в Преображенском полку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве госуд. имуществ и в госуд. контроле. Музыкальный кружок Балакирева оказал огромное влияние на артистическое развитие М., выяснив ему его настоящее призвание и заставив обратить более серьезное внимание на музыкальные занятия. Под руководством Балакирева М. читал оркестровые партитуры, знакомился с анализом музыкальных произведений и критической их оценкой. Раньше М. учился игре на фортепиано у Герке и сделался хорошим пианистом. Хотя пению М. и не учился, но обладал довольно красивым баритоном и был недурным исполнителем вокальной музыки. Уже в 1852 г. фирмой Бернард в СПб. издана фортепианная пьеса М. В 1858 г. М. написал два "скерцо", из которых одно инструментовано им для оркестра и в 1860 г. исполнено в концерте русского музыкального общества, под управлением А. Г. Рубинштейна. Вслед за тем М. написал несколько романсов и принялся за музыку к трагедии Софокла "Эдип"; последняя работа не была окончена, и только один хор из музыки к "Эдипу", дополненный в концерте К. Н. Лядова в 1861 г., издан в числе посмертных произведений Мусоргского. Для оперной обработки М. сначала выбрал роман Флобера "Саламбо", но вскоре оставил эту работу неоконченной, как и попытку написать музыку на сюжет "Женитьбы" Гоголя. Известность М. доставила опера "Борис Годунов", поставленная на сцене Мариинского театра в СПб. в 1874 г. и признанная в некоторых музыкальных кружках произведением образцовым. В течение 10 последующих лет "Борис Годунов" был дан 15 раз и затем снят с репертуара. Только в конце ноября 1896 г. "Борис Годунов" снова увидел свет, но в несколько ином виде. Н. А. Римский-Корсаков исправил, переделал и переинструментовал заново "Бориса Годунова" и поставил его на сцене большой залы музыкального общества (новое здание Консерватории), при участии членов "Общества музыкальных собраний". Фирма Бессель и К° в СПб. выпустила к этому времени новый клавираусцуг "Бориса Годунова", в предисловии к которому Римский-Корсаков выясняет причины, побудившие его взяться за эту переделку (плохая фактура и оркестровка). В Москве "Борис Годунов" поставлен впервые на сцене Большого театра в 1888 г. В 1875 г. М. начал драматическую оперу ("народную музыкальную драму") "Хованщина" (по плану В. В. Стасова), одновременно работая и над комической оперой на сюжет "Сорочинской ярмарки" Гоголя. Музыку и текст "Хованщины" М. почти успел закончить, но опера не была инструментована; последнее сделано Н. Римским-Корсаковым, который вместе с тем закончил "Хованщину" и приспособил ее для сцены. Фирма Бессель и К° издала партитуру оперы и клавираусцуг (1883 г.). "Хованщина" исполнена на сцене СПб. музыкально-драматического кружка в 1886 г., под управлением С. Ю. Гольдштейна; на сцене Кононовского зала, в СПб., в 1893 г., частным оперным товариществом; у Сетова, в Киеве, в 1892 г. Довести до конца "Сорочинскую ярмарку" оказалось невозможным, так как из этой оперы в бумагах М. сохранились лишь немногие черновые наброски. Мусоргский — большой самобытный талант, и притом талант чисто русский; он принадлежит к группе музыкальных деятелей, стремившихся к оформленному реализму. Национальность М., как композитора, сквозит и в уменье обращаться с народной песней, и в самом складе его музыки, в ее мелодических, гармонических и ритмических особенностях, наконец — в выборе сюжетов, главным образом, из рус. жизни. М. — ненавистник рутины, для него в музыке не существует авторитетов; на правила музыкальной грамматики он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приемов прежних эпох. Всюду М. отдается своей пылкой фантазии, всюду стремится к новизне. Юмористическая музыка вообще удавалась М., и в этом жанре он разнообразен, остроумен и находчив; стоит только вспомнить его сказку про "Козла", историю долбящего латынь "Семинариста", влюбленного в поповскую дочь, "По грибы" (текст Мея), "Пирушку". М. не любит останавливаться на лирических темах, да они ему и плохо даются (лучше других его лирические романсы "Ночь", на слова Пушкина, и "Еврейская мелодия", на слова Мея); зато широко проявляется творчество М. в тех случаях, когда он обращается к русской крестьянской жизни. Богатой колоритностью отмечены песни М.: "Калистрат", "Колыбельная Еремушки" (слова Некрасова), "Спи-усни, крестьянский сын" (из "Воеводы" Островского), "Гопак" (из "Гайдамаков" Шевченка), "Светик Савишна" и "Озорник" (обе последние — на слова самого М.) и мн. др.; Мусоргский весьма удачно нашел здесь правдивое и глубоко-драматичное музыкальное выражение для той тяжелой, безысходной скорби, которая скрыта под внешним юмором текста песен. Сильное впечатление производят выразительной декламацией песни "Сиротка" и "Забытый" (на сюжет известной картины В. В. Верещагина). В такой тесной, казалось бы, области музыки, как "романсы и песни", М. сумел найти совсем новые, оригинальные задачи, и вместе с тем применить новые своеобразные приемы для их выполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детской жизни, под общим заглавием "Детская" (текст самого М.), в 4-х романсах под общим заглавием "Песни и пляска смерти" (1875—1877; слова гр. Голенищева-Кутузова; "Трепак" — картина замерзающего в лесу, в метель, подвыпившего крестьянина; "Колыбельная" рисует мать у постели умирающего ребенка; другие два: "Серенада" и "Полководец"; все весьма колоритны и драматичны), в "Царе Сауле" (для мужского голоса с аккомпанементом фортепиано; текст самого М.), в "Поражении Сеннахериба" (для хора с оркестром; слова Байрона), в "Иисусе Навине", удачно построенном на оригин. еврейских темах. М. — плохой симфонист; его специальность — музыка вокальная, как иллюстрация текста. Он образцовый декламатор, схватывающий малейшие изгибы слова; в своих произведениях он всегда отводит широкое место речитативу. Родственный Даргомыжскому по складу своего таланта, М. примыкает к нему и по взглядам своим на музыкальную драму, навеянным на него оперой Даргомыжского "Каменный гость". Несмотря на неудачное либретто, на многие шероховатости и промахи, "Борис Годунов" — талантливое произведение, многие сцены которого (избрание Бориса на царство, корчма на литовской границе, рассказ Пимена, смерть Бориса, сцена у фонтана) блестят жизненностью, юмором, правдой и поэтической красотой. В инструментовке М. малоопытен, хотя она иногда не лишена колоритности и удачного разнообразия оркестровых красок; к музыке в законченных формах, с развитием тематического материала, М. мало был способен, да и не был склонен. Из оркестровых произведений М., кроме упомянутых уже, заслуживает внимания "Интермеццо" (сочинено в 1861 г., инструментовано в 1867 г.), построенное на теме сурового характера, напоминающей музыку XVIII в. и изданное в числе посмертных произведений М., с инструментовкой Римского-Корсакова. Талантливая фантазия: "Ночь на Лысой горе" также закончена и инструментована Н. Римским-Корсаковым и с большим успехом исполнена в 1886 г. в СПб.; это — ярко колоритная картина "шабаша духов тьмы" и "величания Чернобога". Укажем еще на ряд музыкальных эскизов, под заглавием "Картины с выставки", написанных для фортепиано в 1874 году, в виде музыкальных иллюстраций к акварелям В. А. Гартмана. Все произведения М. изданы фирмой В. Бессель и К° в СПб.; многое издано и в Лейпциге, фирмой М. П. Беляева (см. каталог ее на 1895 г.).
Биографические сведения и хронологические данные о композиторской деятельности М. имеются в статье В. В. Стасова, напечатанной в "Вестнике Европы" (май и июнь 1881 г.). См. его же, "Перов и М." ("Русская Старина", 1883, т. XXXVIII, cтp. 433 — 458); его же, "М. П. Мусоргский. Памяти его ("Истор. Вестн.", 1886, март); его же, "Памяти М." (СПб., 1885); В. Баскин, "М. П. М. Биографич. очерк" ("Русс. Мысль", 1884, кн. 9 и 10; отдельно, М., 1887); С. Кругликов, "М. и его "Борис Годунов ("Артист", 1890, № 5); П. Трифонов, "М. П. М." ("Вестн. Европы", 1893, дек.). Брошюра о M. Pierre d'Alheim (П., 1896), панегирического характера, серьезного значения не имеет.
—ский.
{Брокгауз}
Мусоргский, Модест Петрович
— известный русский композитор (1835—1881); христианин. Несмотря на то что М. являлся композитором-народником, он кое-что сделал и для еврейского искусства. Он первый стал применять в своих произведениях еврейские народные мелодии. В его превосходном "Иисусе Навине" художественно разработаны оригинальные еврейские напевы, записанные М. в еврейском местечке, где он квартировал, будучи офицером. Эти мелодии сообщили произведению необычайную сочность и яркость, придав им специфический характер (либретто к хору из "Иисуса Навина" в переводе С. Черниховского на еврейский язык и Ривесмана на разговорно-еврейский язык печатается ныне [1911] в сборнике "Общества еврейской народной музыки"). "Еврейская мелодия" М. (из Песни Песней) является уже его собственным творчеством; прекрасная выразительная мелодия насквозь пропитана еврейским духом и выделяется оригинальностью и характерностью своего склада.
Д. Черномордиков.
{Евр. энц.}
Мусоргский, Модест Петрович
— род., 16 марта 1835 в с. Кареве (имении родителей), Торопецкого уезда Псковской губ.; ум. 16 марта 1881 в СПб. Жизнь в деревне (до 10 лет и нередко позже) оставила неизгладимое впечатление в М. и не осталась без влияния на его творчество. Игре на фп. М. учился дома и 9-ти лет играл уже концерт Фильда. 1849 он отдан был в СПб. Петропавловскую школу, откуда перешел в школу гвардейских подпрапорщиков (1852—56), не переставая все время брать уроки фортепианной игры у Герке. Будучи уже офицером Преображенск. полка (1856) и хорошим пианистом, М. познакомился с Даргомыжским, а у последнего с Кюи и Балакиревым. Знакомство это имело для М. огромное значение: он решил посвятить себя музыке и в 1859 оставил военную службу. Стесненные обстоятельства заставили его однако в 1863 снова поступить на службу (до 1868 инженерный департамент; 1869—79 лесной департамент, 1880—81 государственный контроль). Попытки к сочинению обнаружились у М. очень рано; сказки няни были первым импульсом к его музык. импровизациям. Первым напечатанным сочинением его была полька (1852), написанная, когда у М. не было еще никаких познаний по теории музыки. В 17 лет он начал было писать оперу "Ган Исландец", но из этого ничего не вышло. В 1857 как ученик (и позднее как товарищ) М. изучал под руководством Балакирева музык. формы и технику композиции. Одно из написанных 1858 двух скерцо в переложении для оркестра (В-dur) было первым сочинением М., исполненным в концерте (И. Р. М. О., 1860, под управлением А. Рубинштейна). Затем М. писал музыку к "Эдипу" Софокла (сохранилась лишь часть) и 1863 принялся за оперу "Саламбо" (сюжет Флобера); опера не была окончена, и музык. материалом ее М. воспользовался для других своих сочинений (особенно "Бориса Годунова"). К тому же времени относится ряд инструментальных сочинений ("Intermezzo symphonique in modo classico"). В это время М. был уже близок со всеми членами кружка Балакирева (см.); музыкальные собрания кружка, на которых исполнялись между прочим произведения членов кружка, имели для М. огромное нравственно-ободряющее значение. М. сам был превосходным исполнителем, особенно комических вещей; он считался также идеальным аккомпаниатором. После ряда романсов М. принялся за комическую оперу ("опыт драматической музыки в прозе") "Женитьба" на неизмененный (!) текст Гоголя. Написан был только 1-й акт (1868); он исполнялся не раз в кружке, но не был напечатан. В том же году начата была "народная музык. драма" в 4 д. "Борис Годунов" (сюжет Пушкина; текст частью М., частью Пушкина). Опера была готова 1870, но дирекция отказалась принять ее, ссылаясь на чрезмерное обилие хоров и ансамблей и недостаток solo. М. переделал "Годунова" соответственно этим указаниям, добавил финальную картину (въезд Лжедимитрия) и в таком виде опера поставлена была на Мариинской сцене (24 января 1874). Она имела крупный успех (до конца сезона прошла 20 раз), хотя в печати возбудила горячие споры, как, впрочем, и почти все остальные сочинения М. Позднее опера была несколько переделана, исправлена и заново переинструментована Римским-Корсаковым (издание 1896) и, в таком виде поставлена с успехом в Москве, с Шаляпиным в заглавной роли, на Частной сцене (1898) и затем в Большом театре (1900). К 1872 относится акт "Млады", оперы-балета, сообща написанного по заказу дирекции членами кружка; "Млада" не ставилась и не была напечатана; музыкой ее М. воспользовался для других сочинений. Последняя опера М., "Хованщина" (борьба старой Руси с новой; эпоха Софьи-Правительницы; сюжет В. Стасова, либретто М.), начата была 1872 и окончена в набросках 1880. Одновременно (с 1875) М. писал оперу "Сорочинская ярмарка" (сюж. Гоголя), но бросил ее, не кончив. Тем временем здоровье М. все более расшатывалась; концертное путешествие (1879) по России с Леоновой (см.) оживило его, но не надолго; он умер в Николаевском военном госпитале (М. не был женат). Опера "Хованщина" вместе с рядом других сочинений, оставшихся не вполне готовыми после М., была приведена в порядок и инструментована Римским-Корсаковым. Дирекция Имп. театров отказалась, однако, принять ее; опера поставлена была в СПб. частными силами в 1886 и в Москве на Частной сцене (1897).