Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - наталья алексеевна сестра петра i

Наталья алексеевна сестра петра i

— царевна, род. 22-го августа 1673, ум. 18-го июня 1716 г., дочь царя Алексея Михайловича и второй супруги его, Натальи Кирилловны Нарышкиной. От этого брака было трое детей: Петр, Наталия и Феодора (род. 4-го сентября 1674 г., ум. в ноябре 1678 г.). Царевич Петр был только на год с небольшим старше своей сестры Наталии, и между ними с детства установилась искренняя дружба, продолжавшаяся всю жизнь.

В 1681 г. мамой у царевны была кн. Праск. Ив. Ромодановская, с жалованьем 50 руб. в год; постельницы ее: Авдотья Невежина, Агафья Волошенинова, Фекла Зуева, Марфа Залеская, Пелагея Дедюрнева получали по 4 руб. в год. Остальной штат, т. е. боярыни (по 25 руб.), казначеи (по 8 руб.) и боярышни (по 7 руб.), был общий у царевича Петра и у царевны; учила брата и сестру одна и та же учительница — Феодора Петрова, получавшая 8 руб. в год. Была у них и карлица Устинья Поликарпова. Летом царевич и царевна гуляли вместе в Московских "красных набережных садах" своего брата, царя Феодора Алексеевича, а в 1681 г. смотрели на устройство в его "нижнем" саду пруда, где Петр впервые стал плавать в лодках и камягах, в потешных карбусах и ошняках. Одновременно с первыми шагами на судоходном поприще Петр забавлялся и воинскими играми с малыми "ребятками", взятыми ему в товарищи. Если царевна и не принимала непосредственного участия в забавах брата, то, вероятно, присутствовала при его водяных и сухопутных "потешных" упражнениях, слышала постоянные разговоры и рассказы об этих предметах; она так сроднилась со всем, что интересовало Петра, что впоследствии, когда он, будучи уже царем, одерживал ту или другую победу, спешил обрадовать сестру собственноручным письмом или поручал Ф. А. Головину и А. Д. Меншикову уведомить ее о том и поздравить. Наталья Алексеевна разделяла в детстве не одни только забавы брата: она пережила вместе с ним и с матерью много и печального. 15 мая 1682 г., в день стрелецкого бунта, в ее тереме, оставленном, по-видимому, без обыска, спасались ее дед, Кирилл Полуектович Нарышкин, ее дядья — Иван, Лев, Мартемьян и Феодор Кирилловичи Нарышкины, несколько родственников, занимавших должность комнатных стольников, и Андрей Артамонович Матвеев, сын Артамона Сергеевича.

Во все время правления царевны Софьи Наталья Алексеевна с матерью и братом живала по летам в с. Преображенском, а зимою в Москве.

Впоследствии, после заточения в сентябре 1698 г. царицы Евдокии Феодоровны в Суздальском Покровском монастыре, где она была пострижена в июне следующего 1699 г. под именем Елены, к Н. А. в село Преображенское был перевезен малолетний сын Петра, царевич Алексей. В Москве по этому поводу носилась молва, что "остудила царя к царице золовка ее, царевна Наталия Алексеевна"; но то были одни предположения стрельцов и Лопухиных (родственников царицы Евдокии), озлобленных против Петра и против всех, кого он любил.

Так как Н. А., по выражению Устрялова, "с жаром чистой, прекрасной души, любила все, что нравилось брату", и находила удовольствие в обществе иноземцев, то бывала с Петром и в Немецкой Слободе. На масленице 1699 г., когда в Москве происходили разные увеселения, между прочим зажигались "потешные огни" (фейерверк), до которых Петр был великий охотник, царевна Н. А. и племянник ее, царевич Алексей Петрович, любовались на это зрелище из особой комнаты в Лефортовском дворце. На другой день они там были опять, чтобы посмотреть на танцы после обеда, данного по случаю прощальной аудиенции бранденбургскому послу. Под 1702 годом мы встречаем подобное же известие: царевна Н. А. любовалась из окон московского дворца на аллегорические процессии в честь побед Б. П. Шереметева над шведами. В конце 1699 г., 9-го декабря, умер генерал Гордон и Н. А. с царевичем присутствовали накануне его похорон на панихиде по нем в католическом храме. 27 апреля 1700 г. Н. А. ездила в Воронеж нарочно для того, чтобы присутствовать при спуске корабля "Предестинация", построенного самим государем.

На содержание своего двора Наталья Алексеевна сначала получала всего 4351 руб. 32¾ коп. в год. Но Петр не любил роскоши и, будучи очень умерен в личных расходах, требовал, чтобы и на содержание отдельных дворов царской семьи не тратилось лишних денег. С этой целью он пересмотрел в 1700 г. роспись сумм, отпускаемых его невесткам и сестрам, и вместо 55836 руб. назначил на содержание всех их 35401 руб. Вследствие этого Н. А. стала получать только 2500 руб.

При дворе ее жили, между прочим, две сестры кн. Меншикова, Мария и Анна Даниловны, Анисья Кир. Толстая и Дарья и Варвара Михайловны Арсеньевы; (в 1706 г. Дарья Мих. вышла замуж за кн. Меншикова). Эти придворные дамы составляли, как известно, общество и охрану "Катерины Михайловны", как в то время называли будущую супругу Петра, Екатерину Алексеевну Скавронскую. Так характерно сказалось доверие Петра к сестре; близостью же ее к Меншиковым, Толстой и Арсеньевым объясняется последующее участливое отношение к ней со стороны "Ижорского князя".

Но не одними воинскими потехами и фейерверками интересовалась царевна. "Европейское" влияние сказалось на ней в такой области, которая была мало развита в духовной природе ее брата. Петру, как известно, было чуждо всякое эстетическое чувство; у Н. А., наоборот, оно, несомненно, проявлялось в ее страсти к драматическим произведениям и театральным представлениям. Она была и автором "комедийных действ", и, так сказать, режиссером придворных театральных представлений. Все, что прежде ошибочно приписывали в этом отношении другой сестре царя Петра, царевне Софии, в настоящее время должно быть всецело отнесено к царевне Наталии Алексеевне. Увлечение ее театром — факт в высшей степени характерный и важный в истории умственного развития русской женщины. Еще в 1690 г., при жизни царицы Натальи Кирилловны, давались комедии в покоях царевны, а в 1707—1711 гг. представления происходили, главным образом, при ее дворе в с. Преображенском. Туда, между прочим, посылались через государственный посольский приказ костюмы из "комедийной храмины" театрального антрепренера Фюрста, бывшего в то же время учителем театрального искусства. Голштинский посланник граф Бассевич, живший в России в 1713—1725 гг., в записках своих говорит следующее: "Принцесса Наталия, меньшая сестра императора, очень им любимая, сочинила, говорят, под конец своей жизни две—три пьесы, довольно хорошо обдуманные и не лишенные красот в подробностях; но за недостатком актеров они не были поставлены на сцену. Царь находил, что в большом городе зрелища полезны, и потому старался приохотить к ним свой двор". Другой иностранец, Вебер, так говорит о театральной деятельности царевны: "Царевна Наталья еще до отъезда царя (вероятно, подразумевается отъезд Петра в Данциг 24 января 1716 г.) устроила представление одной трагедии, на которое дозволялось приходить всякому. Для этой цели она приказала приготовить большой пустой дом и разделить его на ложи и партер. Десять актеров и актрис были все природные русские, никогда не бывавшие за границей, и потому легко себе представить, каково было их искусство... Арлекин, из обер-офицеров, вмешивался туда и сюда со своими шутками, и, наконец, вышел оратор, объяснивший историю представленного действия и обрисовавший в заключение гнусность возмущений и бедственный всегда исход оных. Как уверяли меня, во всем этом драматическом представлении, под скрытыми именами, изображалось одно из последних возмущений в России (т. е. один из стрелецких бунтов). Шестнадцать музыкантов при этом зрелище, все чисто-русские, играли, как и все другие артисты, без всякого искусства". После смерти царевны Н. А. все книги "комедианские" ее театра были отосланы 28 марта 1717 г. в санкт-петербургскую типографию и сложены в амбаре вместе с теми изданиями типографии, которые не могли поместиться в книжной лавке. Амбар этот стоял на Петербургской стороне около крепости, и его часто заливало во время наводнений; оттого, а также и от конопляного масла, которое, кстати, хранилось с книжным материалом, большая часть книг при разборке и осмотре их в разные времена оказались негодными. Вот что оставалось там от театральной библиотеки Натальи Алексеевны в 1723 г.: "Разных комедиантских действ письменных в пoл-дecть, в кожаном переплете — 2. Такие же письменные в бумажном переплете, в пол-десть, — 15 книг; действие о Георгии и Плакиде. Тетрадь письменная в пол-десть, по которой действовано в комедии "О страдании св. мученик Ксенофонта и Марии — 7 тетрадей; Крисанфа и Дарии — 2 тетради; Адриана и Наталии — З тетради; Июлиана — 3 тетради; Евстафия Плакиды — 3 тетради; Павла и Иулиании — 3 тетради; Искупление человека от падения его — 3 тетради; Изъявление комедии, действуемой от ревности православия, тетрадь, печатанная церковными литерами (1704 г.). Повести о цесаре римском Отте — 7 тетрадей".

Кн. Шаховской в своей статье о начале русского театра, между прочим, говорит: "Мне известно по семейным преданиям, что прабабка моя, Татьяна Ив. Арсеньева, боярышня царевны Софьи Алексеевны, представляла лицо Екатерины-мученицы в трагедии, написанной самой царевной (так она сказывала своей дочери, а моей бабке), и что Петр Великий, бывая всегда при театральных зрелищах в теремах своей сестры, прозвал Татьяну Ивановну "Екатериной Мученицей большие глаза". И. Е. Забелин и П. О. Морозов пришли к заключению, что пьеса эта написана не царевной Софьей, как утверждали некоторые, а царевной Натальей Алексеевной. Проф. Шляпкин полагает, что царевна Н. А. написала также и пьесы: "Хрисанф и Дария", "Цезарь Оттон" (или, иначе, "комедия Олундина") и "св. Евдокия". Последняя из этих пьес, по мнению проф. Шляпкина, имела целью самооправдание царевны в том, что якобы она остудила любовь царя Петра к первой жене его, царице Евдокии Феодоровне Лопухиной.

Весьма интересно сообщение проф. Шляпкина о рукописи "Номоканон" (второй экземпляр), найденной им в 1892 г. в Устюге Великом. Между заглавным листом и правилами Номоканона написаны отрывки из нескольких комедий, а на обороте 90-го листа — ноты, которые относятся к комедии "Иудифь". Переписчиком и первым владельцем рукописи был карлик Георгий Кордовский, как это можно заключить из надписей на первой странице. Рукопись представляет подлинный список ролей, с ремарками для выхода и ухода, с окончанием реплик предшествующих лиц; а так как роли, переписанные Кордовским, большей частью старческие и полукомические, соответствующие старческому лицу и малому росту карлика, то весьма вероятно, что он был не только переписчиком, но и исполнителем этих ролей. Рукопись эта заключает отрывки ролей из нескольких пьес, написанных царевной Н. А. или только игранных на ее театре.

На основании исследования пр. Шляпкина можно сказать о тех пьесах, которые, как уже было выше упомянуто, принадлежат перу царевны, следующее: "Комедия о св. Екатерине" очень близка к житию св. Екатерины великомученицы, помещенному в Четь-Минеях св. Димитрия Ростовского; многие места жития повторяются в пьесе буквально. В отрывке комедии о "Хрисанфе и Дарии" не видно заимствований из текста Четь-Миней, а потому слова Карфопора можно с большою вероятностью приписать творчеству царевны. Относительно комедии о "св. Евдокии" Морозов говорит: "Действие было составлено по житию без всяких украшений в стиле школьной драмы, без аллегорических фигур и хоров... по всей вероятности, оно было переделано в драму человеком, не коснувшимся школьной мудрости". Оригиналом для "комедии Олундиной" послужила повесть, переведенная с польского языка на русский в 1677.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое наталья алексеевна сестра петра i
Значение слова наталья алексеевна сестра петра i
Что означает наталья алексеевна сестра петра i
Толкование слова наталья алексеевна сестра петра i
Определение термина наталья алексеевна сестра петра i
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):